Презентация по русскому языку на тему: Дополнение прямое и косвенное (8 класс)


Дерево ожиданий 1. Лингвистический эксперимент в значении «часть от целого» (выпил чаю, купил хлеба) без предлога с предлогомДополнениев винительномв родительномпри переходном глаголе с отрицаниемв других значениях (достичь цели, лишить свободы)в дательномв творительномЛюбая падежная форма Прямое Косвенное 2. Найти в предложении подлежащее и дополнение. Изменить предложение, чтобы подлежащее стало дополнением или дополнение - подлежащим. Работа в паре. Образец: Этот моллюск поедает водоросли. Этот моллюск охотно поедает рыба.1) 1.  Туча закрыла полнеба. 2. Мать любит дочь. 3. День сменяет ночь.4. Отец подарил мне мяч. 5. Телеграфный столб был повален ураганом.2) Сопоставить предложения, определить в них роль выделенныхслов. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицы города за­асфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной. 3. Индивидуальная работа.  Выполните тест:1.На какие вопросы отвечает дополнение?А) на вопросы косвенных падежейВ) Когда? Зачем? Где?С) Что делать? Что сделать?Д) Какой? Какие? 2. Прямые дополнения выражают формой А) Р.п без предлога В) В.п с предлогам Р.п без предлога С) Д.п без предлога Р.п при отрицательном глаголе Д) В.п без предлога Р.п при отрицательном глаголе3. Найдите предложение с прямым дополнениемА) Я не хочу ни трепета ни боли В) А счастье только знающим дано С) Он забыл встретиться с другом Д) Народная поэзия вводит в мир сказки 4. Найдите косвенные дополнения А) миновать город Отрар В) применять орнамент С) направи ться в бескрайние степи Д) осмотреть мавзолей  Дерево с результатами Домашнее задание: выучить правила по теме «Дополнение»Задания на выбор: выписать предложения из художественной литературы с дополнениями или написать небольшой текст о любимом поэте, используя дополнения