Презентация на тему Музыкально-дидактические игры. как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 
Вербицкая Т.П.   Музыкально-дидактическая игра–как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.         Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.     Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый,  другая - игровая, ради которой действует ребенок.  Основное назначение музыкально-дидактических игр: формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.  Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.  МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХПрименение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.Дидактические игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения. Музыкально-дидактические игры «Цветик-семицветик» Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.Игровой материал:        Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях.Например:1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский.2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский.3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский.4. «Шествие гномов» Э. Григ.5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д.Ход игры:Дети сидят полукругом.Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись.Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения. «Три цветка» Дидактическая игра на определение характера музыкиЦель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.Игровой материал:Три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);• грустная, жалобная;• весёлая, радостная, плясовая, задорная.Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.Ход игры:1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. «Солнышко»Дидактическая игра на определение высоты звуковЦель: развитие звуковысотного слуха детей.Игровой материал:       Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом.Ход игры:Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.)        Я,солнышко лучистое,        Очень-очень чистое!       Люблю я умываться       И в лужицах купаться.( Говорит.)        Мои детки засмеялись,        По линейкам разбежались.        Помогите их собрать        И по именам назвать.Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач. КолобокИгра на развитие слухового восприятияЦель: Развивать у детей представление о регистрах  (высокий, средний, низкий). Игровой материал: Карточка из плотного картона,  разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей. Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев,  которые встречаютсяколобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесыхарактеризующие персонажи сказки.  Каждая  пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий.  После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто  изображён в музыке (кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками  в соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образкоторого передан в музыке.НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.  Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети  по двоевыполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщаютпедагогу, кого  из  персонажей  сказки будут изображать, он исполняет соответствующую пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка которого только что прозвучала.Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова. «Музыкальные птенчики»Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звукаЦель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.Игровой материал:        Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.Ход игры:1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.Дети поют попевку:         Мы птенчики весёлые,         Умеем мы летать         И с веточки на веточку         Нам весело порхать.Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.        А мамочка волнуется:       Лети-ка, птенчик, вниз!       Спою я колыбельную,        И ты уснёшь, малыш!Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.        Не хочу к тебе лететь,        Буду здесь я песни петь.2 вариант.  Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.  Разноцветная гусеницаИгра  на определение характера музыкиЦель: Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующемопределенному цвету.Игровой материал: Карточки с изображением головы  гусеницы и  разноцветных «животиков»  гусеницы. Методика проведения НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа посодержанию музыкального   произведения.НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания  музыкальное произведение, педагогпредлагает  построить гусеницу  « животиками», цвета  которых соответствуют  характерупроизведения.НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Педагог предлагает  детям  изобразить в рисунке характер                                музыкального произведения, используя выбранную  им  цветовую гамму.                                   Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.  ТеремокИгра на развитие слухового восприятия и музыкального образа Цель: Развивать умение запоминать и различать музыкальные     произведения.Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку оттерёмка нарисованные сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и карточки персонажейиз сказки по количеству детей, шапочки -  маски героев.                                  Методика проведенияНА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог  начинает сказку:    «Стоит в поле терёмок- теремок,      он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит  к теремку и попросится в него войти. Дети отвечают и мотивируют свои  ответы  характеристикой  об  этом музыкальном  отрывке и так о всех  героях  сказки.  НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После каждого прослушивания  дети  выполняют задание: с помощью пособия  выбирают  карточку, соответствующую тому персонажу,  который изображен в музыке объясняет свой выбор  и устанавливает картинку  перед   домиком, образ которого передан в музыке.НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. У каждого ребенка имеется карточка с героем, после прослушивания пьесы   каждого героя, дети самостоятельно поднимают соответствующую карточку,  объясняя свой выбор. Затем  предложить изобразить  повадки своего персонажа. Другие дети оценивают выполнение задания.Музыкальный репертуар: Пьесы:  « Медведь» «Лиса», «Мышка», «Зайчик», «Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова