Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.


Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.Шакирова Марина Сергеевнаучитель начальных классов Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Современный подход к процессу обучения ориентирует педагогов не только на усвоение знаний и умений по предметам (хотя это остается одним из важнейших показателей в школе), но также на развитие учащихся. Педагог при подготовке к урокам думает не только о собственной деятельности, но и о развитии учебной деятельности своих учеников. Это обусловлено пониманием того, что успешность выпускника после окончания школы во многом будет зависеть не только от знаний и умений в образовательных областях, но и умения понимать цели предстоящей деятельности, самому эти цели определять, соотносить их со своими возможностями, намечать и выбирать способы их достижения и т. д. Именно этим умениям важно научить ребенка в школе, т. к. это поможет ему для дальнейшего продолжения образования, «позволит каждому школьнику самостоятельно осваивать новые темы и разделы, легче ориентироваться в требованиях к знаниям, свободнее делать выбор и принимать решения. Человек, умеющий строить свою деятельность, - человек независимый и самостоятельный». Полагаем, что именно такие качества нужны современному человеку для того, чтобы быть конкурентноспособным в современном обществе. На протяжении одиннадцати лет ведущей деятельностью для школьника является деятельность учебная. Мотивационная основа учебной деятельности включает следующий набор компонентов:Сосредоточение внимания учащихся на учебной мотивации.Осознаие смысла предстоящей деятельности.Осознанный выбор мотива.Целеполагание – выработка учащимися целей учебной деятельности.Стремление к цели – осуществление целей учебной деятельности.Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности действий.Самооценка процесса и результатов деятельности – эмоциональное к ней отношение. Чтобы у учащегося не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.  Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности это:эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный.Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках. Формирование мотивов ученияЭмоциональный блок Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.  Этому способствуют следующие приемы:1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.  Формирование мотивов ученияМотивационно-целевой блок Мотивационно -целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации.Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:1)   прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания; совместное планирование деятельности на уроке, прерывание и незавершённость деятельности;3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала. Познавательный блокФормирование мотивов учения Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется:·       умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему), ·       овладевать новыми способами учебных действий,приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.  Для изучения уровня сформированности мотивации учебной деятельности я провела специальное исследование. Оно проводилось путем анкетирования учащихся.  Анкетирование проводилось в параллели четвертых классов школы . Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности учащихся на различных уроках.Учащимся предлагалось оценить ряд утверждений (см. табл. 1). Оценка проводилась в баллах по следующей шкале: 2 – всегда бывает; 1 – иногда; о – никогда не бывает. Всего было предложено оценить 12 позиций, которые по смысловому содержанию сгруппированы в 4 блока.Отношение к предметуМатематикаАнглийский языкРусскийЛитератураТатарский языкАНа уроке бывает интересноНравится учительНравится получать хорошие отметкиБРодители заставляют учитьсяУчусь, т.к. это мой долгПредмет полезен для жизниВУзнаю много новогоЗаставляют думатьПолучаю удовольствие, работая на урокеГЛегко даетсяС нетерпением жду урокаСтремлюсь узнать больше, чем требует учитель В анкетировании приняли участие 21 ученик 4 класса «А» и 22 ученикf 4 класса «Б». Обработка результатов анкетирования проводилась по следующей схеме:Все утверждения разделены на блоки, позволяющие определить вид учебной мотивации:1) для каждого ученика надо определить (вычислить) средний балл по блоку. Для этого надо найти сумму всех баллов в блоке и разделить ее на произведение вопросов и количество предметов (пример - сумма баллов в блоке I равна 28, 3 вопроса х на 5 предметов =15; средний балл равен 28:15= 1.9)2) вычислить средний балл по каждому блоку в классе и по классу в целом;3) На основании полученных данных по средним баллам по блокам построить графики уровня сформированности мотивации учебной деятельности для каждого класса.В графической форме результаты анкетирования представлены на рисунке Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы:Уровень сформированности мотивации учебной деятельности по всем блокам вопросов в 4 классе «А» выше, чем в 4 классе «Б».1. наиболее высокий показатель в обоих классах в блоке «ситуативный интерес» (наиболее неустойчивая мотивация);2. самые низкие показатели во второй группе – «учение по необходимости»;3. невысокий уровень сформированности учебной мотивации в третьем и четвертом блоках (особенно в 5-а). Но именно эти мотивы учебной деятельности способствуют формированию прочных, глубоких и осознанных знаний, умений и навыков;4. общий уровень сформированности мотивации учебной деятельности в 4 классе «А» - достаточный (80,88%), а в 4 классе «Б» - низкий (64%)По данной методике уровень мотивации оценивался следующим образом:более 80 % - оптимальный уровень;65 - 84% - достаточный уровень;40 - 64% - низкий уровень. Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.КлассыСитуативный интересУченье по необходимостиИнтерес к предметуПовышенный познавательный интерес4-а1,81,61,61,74-б1,61,31,41,5Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них.Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них. Доска и мел – главные наши инструменты,но хочется большего… Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь.