Дидактическая игра, как средство познавательной активности учащихся


Дидактическая игра, как средство познавательной активности учащихся МОУ СОШ №127Автозаводского районаг.Нижнего НовгородаКозашвилиИрины Ивановны Козашвили Ирина Ивановнаучитель математикивысшей категории Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школаАвтозаводского района г.Нижнего Новгорода №127 «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком» К. Вейерштрасс. «Наша новая школа» Развитие познавательной активности учащихсяТворческое отношение к делу Стремление к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применение их в своей практической деятельности. Два пути активизации познавательной деятельности: Цель одна: воспитание личности образованной, высоконравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию и т.д. экстенсивный интенсивный Дидактическая игра Возбуждает интерес ученика к знаниям и самому процессу познания Стимулирует потребность к самообразованию Слова Остроградского «… скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам…» Н.И. Лобачевский «… Чтобы уметь победить леность и рассеянность детского возраста… достигает в совершенстве способ взаимного обучения, который разнообразием своим предохраняет детей от скуки» Дидактическая игра поможет Учиться с увлечением Преодолеть скуку на урокахРазвивать познавательную активность Дидактическая игра должна отражать • Дидактические игры должны отражать основное содержание учебного предмета, способствовать приобретению и отработке учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков; • Игры должны развивать мыслительную деятельность, иметь проблемную направленность, основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся; • В игре должен быть обязательным элемент соревнования между командами или отдельными участниками; учет и контроль результатов соревнования должен быть открытым, ясным, объективным и справедливым. Характерные особенности игры 1. Игра свободна. 2. Игра - выходит за рамки обыденности и дополняет жизнь. 3. Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. 4. Игра начинается и в определённый момент заканчивается. 5. Игра протекает внутри своего игрового пространства. 6. Внутри игрового пространства игры царит собственный порядок. 7. В игре существует элемент напряжения (неуверенность, шанс, возможность). 8. В игре необходимо действовать по правилам, их отсутствие разрушает «здание» игры. 9. Игра обособленна и исключительна. 10. Игра предполагает «переодевание». Слова Макаренко «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, усилие мысли. Она приучает ребенка к физическим и психологическим усилиям» , при этом игра должна приносить радость творчества, победы. Виды игр Деловая играРолевая игра Игровые формы урокаИгровые ситуации Деловая игра знакомство с реальной ситуацией;построение ее имитационной модели;постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;создание игровой проблемной ситуации;вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;разрешение проблемы;обсуждение и проверка полученных результатов;коррекция;реализация принятого решения;анализ итогов работы (рефлексия);оценка результатов работы. Пример деловых игр Математическое путешествие по Волге. Ответь на вопросы: Как называется равенство, содержащее переменную? Как называется число, обращающее уравнение в верное равенство? Как называются уравнения, имеющие одни и те же решения?Может ли уравнение вида ах = с иметь бесконечно много решений?Может ли уравнение вида не иметь корней? Как называется уравнение вида , где а,в,с – некоторые числа, причем а ≠ 0? Как называется квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0? Как найти расстояние, зная скорость и время? Как перевести минуты в часы? Я Р О С Л А В Л Ь Ярославль -0,25 0 1,5 -0,25; 0 -3,5; 4 8 -3; 3 п о з с а к е ь Криптографическая таблица -5 -2 -8; 8 Неткорней 0; 8 -1,5 0; 1,5 -4; 0 в н т о м л р и Решите задачу: Путь по Волге от Нижнего Новгорода до Казани на 80 км длиннее, чем по шоссе. Две туристические группы собрались на экскурсию в Казань. Первая группа отправилась на теплоходе, чтобы полюбоваться красивейшими пейзажами волжских берегов, а вторая группа – на автобусе. Чтобы попасть в Казань одновременно, любители речных прогулок выехали на 3 часа раньше. Найти длину Волги на участке от Нижнего Новгорода до Казани, если скорость теплохода 60 км/ч, а скорость автобуса 80 км/ч. Составим таблицу: Объектдвижения Скорость,км/ч. Время,ч. Расстояние, км. Теплоход 60 х+3 60(х+3) Автобус 80 х 80х Итоги урока. Закрепили навыки решения неполных квадратных уравнений;Повторили схему решения задач на движение;Узнали много нового о волжских городах и ученых-математиках, живших в этих городах. Ролевая игра 1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкойконкретной проблемы - игровой ситуации;3) условные, посвященные разрешению, например, учебныхили производственных конфликтов и т. д.Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д. Я точка – невидимка!В том суть моя –В воображении дана лишь я!Представишь ты себе меня – Я вот!И без меня ничто здесь не пройдет! Прямая линия! Я чтуХарактер твой,Тобой я измеряюПолет межзвездных кораблей,Изгибы рек среди полейУпрямо выпрямляю в метры. Вам стишок читаю новый,Кто запомнит – молодец!У отрезочка любогоЕсть начало и конец. Сказка Жила – была прямая,Была она как мамаДля множества точек,Славных маленьких дочек. Но была у прямой проблема,Которая не давала поспать:Как она ни начинала,Никак дочек не могла сосчитать. Начать бы с конца, но где он?Начать бы с начала, но нет …Нет ни конца, ни начала,Так как же найти ответ? - Ну, а давай с середины.- А смысл-то в этом есть?Ну, посчитаем до 1000.Конца этим тысячам нет! Не день, не два и не месяцПрямая в сомненьях была.Потом, устав от волнений,Решение все же нашла. Выделила одну дочкуИз множества точекИ получила три сына,Любимых, красивых и милых. Имена трех сыновейА ну-ка назови скорей? Копилка дидактических игр Кто быстрееТема «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами»Каждый школьник заготавливает табличку: А так же другие игры Числовой фейерверк Тема «Арифметические действия с обыкновенными дробями»Математические ребусы Тема «Решение линейных уравнений»Математический феномен Тема «Раскрытие скобок и заключение в скобки»МолчанкаАрхитектор Тема «Задачи на построение» Покормите рыбок Тема «Сложение и вычитание целых чисел» Кто быстрее сядет в ракету Тема «Решение квадратных уравнений»Цепочка Тема «Решение квадратных уравнений»Счет-дополнениеТоропись, да не ошибисьНе зевайСоставь слово Проект игры «ДОМ» Цели:Создание различных ситуаций, которые способствуют повышению мотивации, улучшению эмоционального фона урока, как для учителя, так и для учащихся, а также конфликтности и напряженности при изучении материала, то есть должны быть представлены ожидаемые результаты, оценить которые возможно только на заключительном этапе игры.Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования. Задачи Создать не один игровой урок, а ввести игровой проект на весь учебный год.Ввести метод укрупнения дидактических единиц, постепенно объединяя темы. Цель игры: на основе материала, изученного в начальной школе и 5 классе, выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы целых чисел, дробей, пропорции. Выработать навыки применения полученных знаний для решения различных задач и уравнений. Продолжить работу над изучением геометрического материала.Функция игры: изучение данной темы, выявление взаимосвязей этой темы с последующими, планирование решения всевозможных задач. Анализ своих возможностей и реальное их оценивание.Суть игры: изучать следует то, что необходимо для решения задач сегодня, а главное - завтра. Особенности распределения тем к проекту игры «ДОМ» Знания 5 класса позволяют выявить признаки делимости чисел. Делимость позволяет дать определение НОД и НОК. Умение находить НОД и НОК позволяют определить основное свойство дроби, а также приводить дроби к наименьшему общему знаменателю и т. д.Недостаток знаний о числах требует расширения его диапазона, то есть введения понятий о рациональных числах.Знание арифметических действий позволяет работать с отрицательными и положительными числами. Стрелка обозначает взаимные действия между положительными и отрицательными числами. Отдельным блоком идет геометрический материал (координатная плоскость, окружность и ее длина, круг и его площадь, шар, || и X прямые, столбчатые диаграммы). Работа продолжается в тетрадях за предыдущий год.На плакате обозначены контуры дворца. Этот плакат каждый урок находится перед глазами учащихся. Постепенно, по ходу изучения учебного материала, к контурам прикрепляются части дворца с подписанными на них темами.