Развитие связной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияЦели ФГОС ДО:
Задачи ФГОС ДО1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); 2) сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; 3) формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; 4) обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; 5) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; 6)обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 7) обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 8) определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Образовательные области дошкольного образования
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Средства развития речи детей дошкольного возраста
Связная речь Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Диалогическая речь- чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого;- протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией- речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной;- для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; - простые и сложные бессоюзные предложения; - кратковременное предварительное обдумывание.Монологическая речь- протекающее относительно долго во времени;- не рассчитана на немедленную реакцию слушателей;- выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям;- содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто;- предполагает длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном;- характерна литературная лексика; - законченность, логическая завершенность; высказываний;- связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Развитие диалогической речиПрошедшееНастоящееБудущеенадсистемасистемаКНИГАподсистема
Обучение детей составлению рассказов по картинеДень рожденияУ Кати сегодня день рождения. На день рождения Катя позвала гостей и накрыла большой стол. Ребята подарили Кате куклу и красивый торт. Сначала ребята играли в жмурки, а потом сели за стол. Дети пили чай с конфетами и тортом.
Обучение детей составлению описательных рассказов с использование модифицированной схемы .
Обучение детей сравнению с использованием модифицированной схемы Корова и собака – это домашние животные. По размеру корова большая, а собака – маленькая. У собаки есть голова, туловище, лапы, хвост, уши, нос, глаза; у коровы есть голова, туловище, лапы, хвост, уши, нос, глаза, копыта, рога и вымя. Корова питается травой, а собака – мясом, косточками. Корова дает человеку молоко, мясо, а собака – сторожит дом человека. Корова живет в коровнике, а собака – в конуре.
Составление рассказов с элементами творчества
Составление творческих рассказов по набору предметных картинок
Обучение составлению рассказов с использованием силуэтных персонажей
Схема обучения детей составлению творческого рассказа4. Детям предлагается составить сказку по модели, включающей геометрические фигуры или схематические изображения героев1. Детям предлагают конкретные персонажи рассказа, а событийную сторону и действие, происходящее в рассказе, дети придумывают самостоятельно;2. Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, оформлении героев рассказа; что позволяет детям проявить творчество в характерологическом 3. Герои рассказа заменяются силуэтными изображениями , что позволяет проявить творчество в описании внешнего вида героев, их характеров и действий, выполняемых этими героями;
Обучение детей пересказу текстов с использованием схемБЕЛКА Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.