Презентация по теме: «Оптимизация процесса выявления, изучения, обобщения и распространения ППО. Деятельность администрации школы по обобщению ППО»
Тема: «Оптимизация процесса выявления, изучения, обобщения и распространения ППО. Деятельность администрации школы по обобщению ППО» * "Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине" (амхарская пословица) Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистарвег. * Порядок аттестации педагогических работников в сфере образования и науки, утвержденный приказом Министерства образования и науки РК от 7 августа 2013 года №323 «Аттестация на квалификационную категорию предполагает наличие инновационной практики, активную деятельность педагога по ее распространению»В потребностях к аттестующимся на заявленную категорию указано: «вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания», что означает умение педагога творчески приметить, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы, средства и формы обучения и воспитания, из чего и складывается собственный опыт педагогической деятельности. * Педагогам претендующих на первую и высшую категорию в п.31 от 7 августа 2013 года №323 в правилах проведения и условия аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки требуются сведения о профессиональных достижениях (при их наличии): материалы обобщения педагогического опыта: эссе, творческий отчет, самоанализ профессиональной деятельности.Таким образом, для педагогов аттестация является еще одним фактором, стимулирующим формирование и диссеминацию опыта собственной педагогической деятельности. Сложности в формировании, обобщении и диссеминации инновационного педагогического опыта. -отсутствует или недостаточно эффективна нормативно-правовая база, регулирующая процессы обобщения и диссеминации инновационного опыта; -не понимание педагогами, что тематика обобщенного опыта должна быть связана с разработкой и внедрением передовых технологий, нацеленных на получение качественно новых образовательных результатов, а не на опыт применения давно апробированных в практике, всем известных средств и способов работы, не имеющих инновационной ценности для педагогической практики; - обобщение опыта требует времени, усилий и знания технологии обобщения; ввиду того что для педагогов обобщение опыта является делом добровольным, материально не подкрепляемым педагоги не хотят нагружать себя. Не пришло еще осознание педагогами, что это необходимо ему самому для профессионального роста, для улучшения материальной стороны (аттестация). -не всегда творчески работающий учитель готов к созданию своего опыта на уровне теории, самоанализу и структурированию своей педагогической практики, предоставлению деятельности коллегам и экспертным комиссиям разных уровней. * *
Передовой педагогический опыт обеспечивает: решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества; внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику; выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса; корректирование и доводку новаций для разнообразных видов и условий образования;выработку рекомендаций для педагога. * По мнению Я.С.Турбовского , в педагогической литературе насчитывается до 40 различных определений понятия «передовой педагогический опыт». По определению В.И. Загвязинского, педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты.В широком смысле «передовой педагогический опыт» следует рассматривать как высокое профессиональное мастерство педагога, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.В узком смысле «передовой педагогический опыт» несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и рассматривается как новаторство. * Новаторским - называется абсолютно новый, ранее неизвестный опыт, оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, общественное педагогическое знание, высокая эффективность которого была доказана в процессе педагогической практики. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что именно он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке. * «Передовой педагогический опыт» в зависимости от количества его авторов может быть коллективным, групповым и индивидуальным. Опыт может быть комплексным, функциональным, локальным. Комплексный охватывает разные вопросы воспитательно-образовательного процесса, функциональный отражает один из видов работы с детьми, отдельные вопросы или аспекты обучения или воспитания; локальный опыт чаще всего раскрывает определенную проблему. * Педагогический опыт может быть зафиксированным (опубликованным), когда сообще-ние о деятельности педагогов и ее результатах представлены в личных записях или докладах на совещаниях, статьях, и незафиксированным (неопубликованным), когда совокупность профессио-нально значимых качеств, технологических приемов и методов не нашли отражения в средствах массовой информации. * По степени проявления творческой новизны передовой опыт подразделяют на исследовательский, частично-поисковый или репродуктивный. В частично-поисковом педагог вносит элементы нового в известный передовой опыт и методические рекомендации. Об исследовательском можно говорить в том случае, если педагог или педагогический коллектив предлагают принципиально новые пути решения учебно-воспитательных задач и экспериментально доказывают их высокую эффективность. По степени научной обоснованности передовой опыт может находиться на стадии эмпирического или научно-теоретического обоснования.По характеру научной обоснованности передовой опыт можно подразделить на психолого-педагогический и практически обоснованный.По уровню эффективности опыт может давать более высокие результаты, чем в массовой практике при меньших затратах средств, усилий и времени педагогов и детей.По продолжительности функционирования может быть длительным (к примеру, функционирующим более трех лет) и кратковременным (функционирующим до трех лет).Педагогический опыт может быть перспективным и бесперспективным; реальным, состоявшимся, отражающим то, что «имело место», было, уже прошло, и потенциальным, обращенным в будущее, позволяющим предполагать, прогнозировать, предугадывать то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств. * Педагогический опыт может быть положительным и отрицательным. Положительный опыт требует развития, закрепления, поощрения, отрицательный опыт требует исключения.Педагогический опыт может быть стихийным и планомерно (целенаправленно) сформированным. 1.Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой. Невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, действует, не осознавая, что получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные). 2.Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой теоретически обоснованный замысел, по необходимости осуществляя коррекцию. * «Педагогическая инновация» (нововведение), под чем понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, методов, методик, технологий, программ); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в воспитательно-образовательный процесс и их творческое переосмысление. * В качестве опыта могут выступать: технология или элементы технологии;авторские программы;система методических приемов;эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);эффективная система оценки знаний и др. * Цель этой деятельности - повышение качества образования и воспитания. Предполагаемый результат - совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы . * Алгоритм работы администрации и учителя по выявлению и обобщению ППО: 1. Выявление ППО -мониторинг деятельности учителей с целью выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;-анализ полученных данных;-сопоставление данных мониторинга с критериями ППО2. Изучение ППО - классификация передового педагогического опыта;- выработка рекомендаций, памяток и т.д. для учителя по обобщению опыта.3. Работа учителя над по представлению своего опыта своего опыта4. Анализ и обобщение ППО * Признаки или критерии ППО 1. Актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики,образовательной политике; профессиональным интересам; решению задач, вытекающих из социального заказа государства в области образования, интересов личности. 2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности .3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. 4.Стабильность и воспроизводимость результатов воспитательно-образовательного процесса 5. Наличие в нём элементов новизны. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения; от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда (М.С. Бургин). Новизна предполагает отсутствие аналогов в практике работы. 6.Перспективность, возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами.7. Репрезентативность – достаточная проверка опыта во времени и подтверждение хороших результатов в деятельности всех педагогов, взявших этот опыт на вооружение. 8.Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Специфичные критерии ППО можно отнести: – наличие элементов творчества, новизны, оригинальности, демонстрация более современных способов работы;– творческое применение в практике современных научных знаний, открытий, выводов; – создание из отдельных элементов существующего опыта своего – интегрированного, имеющего новые группы;– преобладание в опыте новой педагогической идеи как результата существующей практики;– перенос системы работы других педагогов в свою деятельность при условии глубокого понимания ее сущности и преимуществ;– применение в своей практике современных научных знаний, достижений, открытий в области педагогики и смежных с ней наук. * Работа с ППО ведется на различных уровнях: на уровне учителя. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой учителем своего опыта работы. Деятельность по самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др. Таким образом, самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки учителей; на уровне руководителя ШМО; на уровне творческой группы. * На уровне администрации школы. * Изучение и оценка педагогической деятельности учителя способствуют поддержке и дальнейшему развитию его творчества, распространению его профессионального опыта среди членов педагогического коллектива, повышению качества образования. Результаты этой работы отражаются в целостном описании опыта учителя, в основе которого, в первую очередь, лежит описание технологии данного опыта (Методические рекомендации «Целостное описание передового опыта»), а также в составлении информационно-педагогического модуля, который представляется в ИМЦ («Информационно-педагогический модуль передового педагогического опыта»). * Первый этап. Проведение диагностики профессиональной компетентности. Уровень ОО. Второй этап. Организация посещения открытых уроков (при всех видах контроля деятельности педагога, декады профессионального мастерства, семинары, круглые столы, мероприятия в рамках ШМО и т.д.) Третий этап. Включение авторов опыта в процесс обобщения их ППО. Четвертый этап. Постепенное приобщение педагогов к обобщению опыта своей работы. Пятый этап. Обобщение ППО в ОО. Шестой этап. Пополнение банка передового педагогического опыта в ОО. Этапы обобщения ППО * Главная задача обобщения передового педагогического опыта состоит в том, чтобы выявить в нем самое существенное, определяющее все стороны изучаемого явления, раскрыть методы и приемы, при помощи которых достигнут положительный эффект в работе педагога.К.Д. Ушинский писал: «… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передается мысль, вытекающая из опыта, но не самый опыт (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1990).Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций. *
Выводит педагога на новый профессиональный уровень, являясь способом профессиональной рефлексии, и служит развитию методологической культуры педагога. *