Мастер классФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы реализации
Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (17 ноября 2008 г.)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.)Фундаментальное ядро содержания общего образования (2009 г.)Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04 февраля 2010 г.)Послание Президента Федеральному Собранию (30 ноября 2010 года) Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан образование должно обеспечить формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людейдостижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренцииизменение социальной структуры общества в пользу среднего классаукрепление национальной безопасности Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Из Пояснительной записки к ФГОС 2004 года «Настоящий стандарт (2004) – стандарт первого поколения. Он выстроен с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом возможностей сегодняшнего образования (учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня. В этом плане данный стандарт является переходным». В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том, что на первое место выходят требования к результатам образования и квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Из интервью с А.М. Кондаковым – руководителем группы по разработке ФГОС 2009 года Государственный стандарт общего образования (2004) – нормы и требования, определяющие:обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования,максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,уровень подготовки выпускников,основные требования к обеспечению образовательного процесса. мотивированный к познаниювладеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизникритически мыслящийготовый к сотрудничеству и коммуникацииготовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрениясоциально-ответственныймотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зренияпонимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающихобладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего * ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуреООП Требования крезультатамосвоения ООП Требования кусловиямреализации ООП Ожидаемые достижениясистемы образования Организационныеи педагогическиеусловия деятельностисистемы образования Ресурсы: кадры, материальная база,информация,финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы(начальная школа) Планиру-емыерезультаты Программакультурыздоровогообразажизни Учебныйплан Программаформирования УУД Программадуховно-нравственноговоспитания Программыпоучебным предметам Программа коррекционнойработы Системаоценки Поясни-тельная записка личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Начальная школа формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; Основная школа воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; Начальная школа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Основная школа целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; Начальная школа ФилологияМатематика и информатикаОбществознание и естествознание (Окружающий мир)Основы духовно-нравственной культуры народов РоссииИскусствоТехнологияФизическая культура Основная школа ФилологияОбщественно-научные предметы Основы духовно-нравственной культуры народов РоссииМатематика и информатикаЕстественно-научные предметыИскусствоТехнологияФизическая культура и ОБЖ Начальная школа 1. любящий свой народ, свой край и свою Родину 2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Основная школа1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике Начальная школа 5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом 6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Основная школа5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством6. уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для себя и окружающей его среды8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. нормативное финансово-экономическое организационное кадровое информационное материально-техническое Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОСВпервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образованииИзменилась структура стандарта (совокупность требований)Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программИзменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные)ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход) Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РоссииИзменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образованияЗначительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процессаПредставлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность * Спасибо за внимание!