Презентация к проекту по литературе на тему Фольклорные мотивы в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Р.П. Чунский Тема проекта: «Фольклорные мотивы в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»Проект выполнил : Обучающаяся 7 а классаМихайлова Дарья Руководитель : Учитель русского языкаи литературы Н.В. Иванкова Р. П. Чунский 2016 год Актуальность исследования Цель моей работы – глубже рассмотреть фольклорные мотивы произведения, через его художественный анализ Объект исследования – поэма «Песня про …» М.Ю. Лермонтова Предмет исследования – элементы фольклора Задачи:1 Выявить все элементы фольклора, использованные в произведении 2 Рассмотреть фольклорные сюжеты поэмы 3 Определить художественные средства выразительности, являющиеся отличительными особенностями фольклорных жанров 1.Результат исследования Любовь к народным истокам: С русской народной поэзией Лермонтов, знаком с детства. Среди гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой у родственников, были распространены песни про Ивана Грозного. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то верно нигде не буду искать ее, как в народных песнях», - записал Лермонтов в своей тетради, когда ему было пятнадцать лет. В то время он жил в Москве. Проводя Летние каникулы под Москвой, в Середникове, юный поэт собирал народные песни. Первый биограф поэта П.А. Висковатый, считал, что «уже в 1836 году Лермонтов ее(поэму) задумал и готовился написать, а может быть, частью и написал уже, дав затем произведению этому вылежаться, что и было в привычках его творчеств». Научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Е.Б. Родина о « Песне…» « С Тарханами связывают произведение и некоторые реалии. В детстве М.Ю. Лермонтов увлекался зрелищем кулачных боев, происходивших на льду Большого пруда. Интерес у удалой русской потехе М.Ю. Лермонтов сохранил и позднее. В 1836 году «кулачки» были специально устроены для него Тарханскими крестьянами излагаются «сказкой», а не поются «на голос», - язык и стих: «Прямо от народа, от хранимого из веков народного стиха, от сохраненного песней старинного языка» Фольклорный сюжет «Песни …» Что же за «царство народности»? Уже в самом названии «Песня про…»(«Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова») мы замечаем фольклорную особенность – такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. К тому же, герои перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении. Запев, зачин, припев: "Ой, ты гой еси…», Не сияет на небе солнце красное... Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ай, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! Слова-синонимы- гуляют-шумят Тавтология :"воля вольная", "шутки шутить".  Эпитеты : «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные» Сравнения :«Ходит плавно — будто лебедушка». «Словно ястреб взглянул с высоты небесНа младого голубя сизокрылого» Развернутое сравнение :« Заря алая подымается Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается». Инверсия: «душа крепкая, слово грозное, над Москвой великой, златоглавою» Диалектные и просторечные слова: : охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие. Синтаксический повтор, параллелизм: . . Не сияет на небе солнце красное,  - прямой Не любуются им тучки синие:  То за трапезой сидит во златом венце,  Сидит Грозный царь Иван Васильевич.  – отрицательный Троекратное повторение: героя хоронят «промеж трех дорог». три главы, три припева. Вывод: В « Песне про купца Калашникова» меня привлекли не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведений: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. В нем находят свое отражение вековые ценности, идеалы и культура предков, то, как они думают о мире и о своей жизни в этом мире, поэтому это произведение представляет собой «бесценные ключи» к пониманию истоков народной культуры. Выдвижение гипотезы: Гипотеза: Данное исследование будет интересно и полезно обучающимся, оно способствует развитию интереса к народной литературе, родной истории, родной культуре, а так же формированию патриотических взглядов Прверка гипотезы. На уроке литературы мною была проведена презентация проекта, и я попросила оценить его, а так же ответить на вопросы Вопросы: Заключение: Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, использую фольклорные мотивы, прочитав о которых надолго их запоминаешь. «…поэт вошел в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал родство с нею…»( В.Г. Белинский) Чем раньше человек начнет постигать секреты родной литературы, тем быстрее и глубже сможет он овладеть истоками национальной культуры, сформировать свое «правильное» понимание окружающего его мира. Спасибо за внимание!