Презентация к проекту по литературе на тему Фольклорные мотивы в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Р.П. Чунский   Тема проекта: «Фольклорные мотивы в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»Проект выполнил : Обучающаяся 7 а классаМихайлова Дарья Руководитель : Учитель русского языкаи литературы Н.В. Иванкова Р. П. Чунский 2016 год  
Актуальность исследования Цель моей работы – глубже рассмотреть фольклорные мотивы произведения, через его художественный анализ Объект исследования – поэма «Песня про …» М.Ю. Лермонтова Предмет исследования – элементы фольклора Задачи:1 Выявить все элементы фольклора, использованные в произведении 2 Рассмотреть фольклорные сюжеты поэмы 3 Определить художественные средства выразительности, являющиеся отличительными особенностями фольклорных жанров 
 1.Результат исследования       Любовь к народным истокам:     С русской народной поэзией Лермонтов, знаком с детства.      Среди  гребенских казаков, на Тереке, где гостил он с бабушкой       у родственников, были распространены песни про Ивана             	Грозного.  «Если захочу вдаться в поэзию народную, то 	верно  нигде не буду искать ее, как в народных песнях», -             	записал Лермонтов в своей тетради, когда ему было   	пятнадцать лет. В то время он жил в Москве. Проводя 	Летние каникулы под Москвой, в 	Середникове, юный поэт собирал 	народные песни. 
 	Первый биограф поэта П.А. Висковатый, считал, что «уже в 1836 году Лермонтов ее(поэму) задумал и готовился написать, а может быть, частью и написал уже, дав затем произведению этому вылежаться, что и было в привычках его творчеств». Научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Е.Б. Родина о « Песне…»	« С Тарханами связывают произведение и некоторые реалии. В детстве М.Ю. Лермонтов увлекался зрелищем кулачных боев, происходивших на льду Большого пруда. Интерес у удалой русской потехе М.Ю. Лермонтов сохранил и позднее. В 1836 году «кулачки» были специально устроены для него Тарханскими крестьянами излагаются «сказкой», а не поются «на голос», - язык и стих: «Прямо от народа, от хранимого из веков народного стиха, от сохраненного песней старинного языка»     
Фольклорный сюжет «Песни …»	Что же за «царство народности»?    Уже в самом названии «Песня про…»(«Песня про царя Ивана  	Васильевича молодого опричника и удалого купца 	Калашникова»)  мы замечаем фольклорную особенность – такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. К тому же, герои перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении. 	Запев, зачин, припев:   "Ой, ты гой еси…», Не сияет на небе солнце красное... Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!                 Ай, ребята, пейте — дело разумейте!                Уж потешьте вы доброго боярина                 И боярыню его белолицую!
       Слова-синонимы- гуляют-шумят     Тавтология :"воля вольная", "шутки шутить".     Эпитеты : «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец»,     		«очи темные», «широка грудь», «брови черные»                                                        Сравнения :«Ходит плавно — будто лебедушка». «Словно ястреб взглянул с высоты небесНа младого голубя сизокрылого»       Развернутое сравнение :« Заря алая подымается                         Разметала кудри золотистые,                                  Умывается снегами рассыпчатыми                            Как красавица, глядя в зеркальце,                                 В небо чистое смотрит, улыбается».     Инверсия: «душа крепкая, слово грозное, над Москвой великой,    		златоглавою»                                                                       
     Диалектные и просторечные слова: : охульник, сиротинушка,   					старшой брат, разгоняючи,  					подымалася и другие.     Синтаксический повтор, параллелизм:                                                	. . Не сияет на небе солнце красное,  - прямой   	 Не любуются им тучки синие:   	  То за трапезой сидит во златом венце,     	Сидит Грозный царь Иван Васильевич.  – отрицательный    Троекратное повторение: героя хоронят «промеж трех дорог».   				   три главы, три припева.
     Вывод:         В « Песне про купца Калашникова» меня привлекли не только   	характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй    	произведений: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. В  	нем находят свое отражение вековые ценности, идеалы и  	культура предков, то, как они думают о мире и о своей жизни 	в этом мире, поэтому это произведение представляет собой 	«бесценные ключи» к пониманию истоков народной 	культуры. 
Выдвижение гипотезы:       Гипотеза:    Данное исследование будет интересно и полезно обучающимся, оно способствует развитию интереса к народной литературе, родной истории, родной культуре, а так же формированию патриотических взглядов      Прверка гипотезы.   На уроке литературы мною была проведена презентация проекта, и я попросила оценить его, а так же ответить на вопросы   
Вопросы:
  
Заключение:           Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, использую фольклорные мотивы, прочитав о которых надолго их запоминаешь.            «…поэт вошел в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал родство с нею…»( В.Г. Белинский)            Чем раньше человек начнет постигать секреты родной литературы, тем быстрее и глубже сможет он овладеть истоками национальной культуры, сформировать свое «правильное» понимание окружающего его мира. 
Спасибо за внимание!