Презентация на тему Психо-физиологические особенности юношеского возраста


ВОЗРАСТНЫЕ психо-физиологические ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕЙ 15-20 ЛЕТ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах – долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины. В.А. Сухомлинский Возрастные границы юности:15-16 – 21-25 лет Психофизиологические особенности развития суворовцевК концу юношеского периода завершаются процессы созревания организма:Рост телаФормирование костно-мышечной системыПоловое созреваниеПроцессы нейрофизиологического оформления центральной нервной системы Показатели типов нервной системыОбладатели «сильной» нервной системыПсихически выносливы, могут усваивать большие объемы информацииИмпульсивные, непоследовательные Склонны свободно относиться к заданным условиям работы и инструкциямВ экстремальных ситуациях объем умственной деятельности увеличивается, принимают решения и действуют быстроОбладают более низкой тревожностьюЛучше работают в группеОбладатели «слабой» нервной системыЧувствительны, реактивны, быстро устаютПоследовательны в достижении целейСклонны твердо придерживаться заданных условий работы и инструкций В экстремальных ситуациях работают медленнее и хужеБолее высокая тревожностьЛучше работают в одиночестве, тишине, в привычной обстановке Темперамент и «слабая» нервная системаМеланхолик ТревожныйУгрюмыйСдержанныйПессимистичныйСкрытныйАсоциальный (избегающий контактов)Спокойный

Темперамент и «сильная» нервная системаХолерикНервныйОбидчивыйАгрессивныйРаздражительныйИзменчивыйИмпульсивныйОптимистичныйактивный
Темперамент и «сильная» нервная системаСангвиникОбщительныйОткрытыйСловоохотливыйЧувствительныйДобродушныйРасторопныйСклонный к лидерству
Темперамент и «сильная» нервная системаФлегматикПассивныйБлагоразумныйВдумчивыйМирныйНе подверженный настроениямКонтролируемыйСлабохарактерныйБезмятежный
Трудные ситуации для суворовцев со «слабой» нервной системойСитуации, требующие длительного нервно-психического напряженияВысокий темп работыУсвоение большого объема разнообразной, плохо организованной информацииРаспределение внимания на не связанные между собой объекты или процессыСитуации, требующие быстрой реакции на неожиданные изменения в привычной обстановке Ведущий канал восприятия информациивизуальныйаудиальныйкинестетическийобонятельный Личностные изменения:1. Повышенное внимание к своей внешности;2. Стабилизация общего эмоционального состояния;3. Открытие своего внутреннего мира, осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других;4. Самоопределение личностное, профессиональное (главное новообразование) 5. Стабилизация личности: стабилизируется самооценкастабилизируется представление о мире – формируется мировоззрениеразвивается нравственная устойчивостьЛичностные изменения: Познавательная деятельностьПроисходит бурное развитие всех познавательных процессовПроцесс запоминания сводится к установлению логических связей внутри запоминаемого материала, развитие механической памяти замедляетсяСтремительно развивается абстрактно-логическое мышлениеЮноши начинают рассматривать учебу как необходимую базу и предпосылку будущей профессиональной деятельности. Сфера общенияОбщение со сверстниками имеет неоценимо большое значение для развития личности Контакт с ровесниками выполняет функцию поддержания самоутверждения личности Застенчивость – одна из распространенных коммуникативных проблем юношеского возрастаБлагоприятный внутриколлективный климат и дружба помогают юношам преодолевать застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую помощь. Взаимоотношения юноши и взрослыхПолного понимания между взрослыми и юношами не устанавливается, отношения противоречивы. Суворовцы в педагоге видят информатора, организатора и контролера, нет достаточно тесной эмпатической связи, основанной на доверии и сопереживании. Наилучшие взаимоотношения юношей со взрослыми устанавливаются когда они придерживаются демократического стиля воспитания, когда они являются советчиками, (друзьями) или партнёрами для своего воспитанника. Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом. Спешка, неумение и нежелание выслушать молодого человека, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – все это может создать психологический барьер между взрослым и юношей.
style.rotation Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка
Разочарования в профессиональном выбореСтремление к самовыражениюКризисные проявления
Профессионализация - залог успешного самоопределения и самореализации суворовцев СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Педагог-психолог Николаенко Н.Д.МВМУМарт , 2016 год