Презентация. Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ключевых компетенций
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций и творческих способностей Учитель МБОУ «Гимназия №1» Елена Ивановна Чирко Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в самой маленькойпоисковой исследовательской работе». А.Н. Колмогоров Компетенция в переводе с латинского (competentia).Термин "компетенция" имеет два значения: 1) круг полномочий какого-либо лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов Компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков качеств. Признаки ключевых компетенций: ключевые компетенции представляют собой различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов); ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Савенков Александр Ильич, доктор педагогических и доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения ППУ, куратор программы "Я - исследователь". Как отмечает Александр Ильич Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. 3.Поиск и предложениевозможных вариантов Структура учебного исследования 1.Выбор темыисследования 2.Выдвижениегипотез 4.Сбор материала 5.Обобщение полученных данных 6.Подготовка проекта 7.ЗащитаПроекта Тема должна быть… …интересна ребенку…выполнима, приносить пользу…оригинальна…работа должна быть выполнена максимально быстро Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках. Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов. Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях. Продукт (творческие работы) книгагазета открытка поделка макет рассказ фотоальбом доклад электронная презентация В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:развитие познавательных умений и навыков учащихсяумение ориентироваться в информационном пространствеумение самостоятельно конструировать свои знанияумение интегрировать знания из различных областей наукумение критически мыслить Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решенияпрактическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатовсамостоятельную деятельность ученикаструктурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатовиспользование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1 Этап: подготовка Проведение вводной беседы с целью:-формирования первичного представления об изучаемом объекте-формирования интереса к данной теме-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности 2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности Актуализация знаний 1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей. Этапы работы над проектом или исследованием Плановые работы 1.Определение источников информации.2.Планирование способов сбора и анализа информации.3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).Продукт:-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)-фильм, макет, сборник и т.д.-конференция, праздник и т.д.4.Выработка критериев оценки результатов работы.5.Распределение обязанностей среди членов команды. Выработка плана действий (как можно это сделать?).Определение основных методов:-прочитать в книге-понаблюдать-посмотреть в компьютере-задать вопросы родителям, специалистам-подумать самостоятельно-посмотреть в книгах-посмотреть по телевизору и т.д.Формулировка задач (для чего?) Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов. Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и тд Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. Анализ информации. Оформление результатов. Наблюдение, советы. 3 Этап: представление готового продукта (презентация). Представление результата работы в разнообразных формах. Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника. 4 Этап: оценка процессов и результатов работы. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению. Этапы занятия Деятельность на занятии 1.Выбор темы исследования. Цветы для мамы. 2.Постановка целей исследования. Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта. 3.Задачи исследования. Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу. 4.Объект, предмет и база исследования Луковицы цветов. 5.Гипотеза исследования. Можно создать условия для цветения цветов зимой. 6.Методы исследования. Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне. Структура исследованияХод исследовательской работы (на примере): 7.План исследования. -изучение информации о растениях,-изучение информации и почве,-изучение информации об условиях ухода,-посадка растений,-наблюдение за растениями,-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. 8.Самостоятельная деятельность. -изучение информации о растениях,-изучение информации и почве,-изучение информации об условиях ухода,-посадка растений,-наблюдение за растениями,-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д. 9.Результаты исследования. Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении. 12.Оценивание исследовательской деятельности. Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. 13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования. 10.Представление и защита проекта. Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д. 11.Выработка решения. При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Внеурочная деятельностьМБОУ «Гимназия №1» 2013-2014 учебный год(интеграция с учебными предметами) Направления развития личности Наименование рабочей программы, формы организации ВД 1 класс 2 класс 3 класс Спортивно - оздоровительное Игры народов СевераБеседы о ЗОЖ «Полезные привычки» (физическая культура, литературное чтение, окружающий мир) Игры народов СевераБеседы о ЗиБОЖ «Полезные привычки» (физическая культура, литературное чтение, окружающий мир) Северное многоборьеБеседы о ЗиБОЖ «Полезные привычки» (физическая культура, литературное чтение, окружающий мир) Духовно-нравственное Клуб «Истоки»Экологическая тропинка изучаем родной край» (окружающий мир) Клуб «Истоки»Экологическая тропинка изучаем родной край»(окружающий мир) Клуб «Истоки»Экологическая тропинка изучаем родной край»(окружающий мир) Социальное Факультатив «Психология общения»Кружок «ОчУмелые ручки» (технология, окружающий мир) Проектная деятельностьКружок «ОчУмелые ручки»(технология, окружающий мир Проектная деятельностьКружок «ОчУмелые ручки»(технология, окружающий мир Общеинтеллектуальное Шахматный клубФакультатив «Инфознайка» (математика) Факультатив «Заниматика»Легоконструирование(математика, русский язык, литературное чтение) Клуб «Внеклассное чтение»Легоконструирование( русский язык, литературное чтение) Общекультурное Факультатив «Детская риторика»Классный час (беседы, диспуты, экскурсии, соревнования)(русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) Олимпиады, конкурсы, викторины)Классный час (беседы, диспуты, экскурсии, соревнования)(математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир) Олимпиады, конкурсы, викторины)Классный час (беседы, диспуты, экскурсии, соревнования)(математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир)
Фрагмент рабочей программы кружка «ОчУмелые ручки» учителя Новиченко Д.Р. 3 класс Работа с бумагой и картоном (математика, окружающий мир) – 6 часов Рамка для фотографииРадужная рыбкаЦветок из геометрических фигурВесёлые бабочкиЗакладка для книгиАппликация «Филин» Фрагмент рабочей программы кружка «ОчУмелые ручки»воспитателя ГПД Дементьевой Г.В. 4 в класс4. Лепка (соленое тесто) (5 ч)4.1. Материалы и инструменты, применяемые при работе с соленым тестом. Рецепт солёного цветного тесто, его окрашивание, знакомство с правилами хранения теста. 4.2. Изготовление картины «Подсолнухи».4.3. Изготовление картины «Розочки в корзине». Интеграция урочной и внеурочной деятельностиурок - наблюдение – опыт – обобщение – проектная деятельность;заочная экскурсия на уроке – экскурсия в музей, в природу – наблюдение - обсуждение – сборник творческих работ – отзывов;чтение и слушание на уроке – посещение библиотеки гимназии – произведения собственного сочинения;знакомство с новым научным материалом – опыт – экскурсия в парк, сад, к реке – мини-доклад, мини-реферат;урок- исследование - анализ – обсуждение – мини–конференция; урок – сказка - Детская музыкальная, художественная школы – посещение театра – свой мини-спектакль.Организация работы учащихсяв группах и парах,в мобильных группах,индивидуальная поддержка детей,организация проектной, исследовательской, творческой деятельности В процессе проектно - исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная;социально-трудовая;личностная компетенция – самосовершенствование.В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:умение находить информацию; изучение материала самостоятельно;умение анализировать, сравнивать; ставить и формулировать проблему;осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку. При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования на уроке или во внеурочной деятельности необходимо учитывать, что:не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий;необходимо помогать учащимся, овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить учиться; необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;необходимо развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи;необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения;в процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;необходимо поощрять исследовательскую работу учащихся. Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». Спасибо за внимание!