Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Слободо-Туринский детский сад "Алёнка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"с.Туринская Слобода, 2017г«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Воспитатель: Заровнятных ЕвгенияВладимировна Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально- познавательной активности. В ФГОС ДО и в программах дошкольного образования, в том числе программе «Детство», используется понятие «познавательно-исследовательская деятельность», которое можно определить как целенаправленное восприятием ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты, экспериментирование. Изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС, наблюдая за детьми, я обратила внимание на экспериментирование, как на эффективное доступное средство интеллектуального развития детей . Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Принимая во внимание цитату А.И.Савенкова «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде», можно сделать вывод о необходимости увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:- уметь видеть проблему и ставить вопросы;- уметь доказывать;- делать выводы;- высказывать предположения и строить планы по их проверке. Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (детского экспериментирования), я поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Для достижения цели поставила следующие задачи:1.Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т . е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.2. Расширять представления детей о свойствах окружающего мира, его красоте; развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т . д.) 3. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса у детей. ПринципыНаучности(подкрепление всех видов познания научно-обоснованными методиками)Результативностиполучение положительного результата независимо от уровня развития детей)Креативности(развитие способностей переносить сформированные навыки в самостоятельную деятельность, поощрять детей находить решение нестандартных задач и ситуацийДоступности(построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми)Индивидуально-личностной ориентации(гуманный подход к развитию личности ребенка с опорой на его индивидуальные способности)Систематичности и последовательности(единство воспитательных ,развивающих, обучающих задач развивая поисково-исследовательскую деятельность)Целостности (комплексный принцип построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности)Активного обучения(организация детской деятельности в процессе которой они сами делают открытия) ОпытФиксация результатов Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговоркиНаблюдения Трудовые порученияМоделирование (создание моделей)Методы и приемы работы по экспериментально-исследовательской деятельностиПостановка вопросов проблемного характераРазнообра-зные виды игр БеседыПрогулки, экскурсииЗанятия, досуг Ожидаемые результаты     повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);     совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;     формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.) Для организации исследовательской деятельности я создала условия:• Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастаниемсамостоятельности совместного поиска.• Составила план проведения опытов и экспериментов.• Разработала проекты (исследовательские, творческие, информационные) • Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели дидактическиеигры, инструкции, картотеки.• Организовала развивающую предметно-пространственную среду (детскую научную лабораторию в группе . Как базу для игровой деятельности ребенка использую «Детскую научную лабораторию» Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых»,спасателей, фармацевтов, операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике, а также лаборатория помогает в составлении проектов. В лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.), различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), приборы для проведения опытов. Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюВыращивали кристаллов (самодельных и купленных в магазине), сравнивали условия и процесс роста кристалла. Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюРассматривание корней растений на участке детского садаЭксперименты «Статическое электричество»Определение свойств воды Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка»Воздух и звукиГде есть воздух? Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюОпределение свойств материалов: резина, камень, бумага Проведение образовательной деятельности по экспериментированию со стеклом и зеркалами (отражение света, увеличение предметов, светопроницаемость) Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижения по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой и рекомендованными примерной основной образовательной программой «Детство».Критерии:- Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;- Ребенок умеет формулировать вопрос;- Ребенок умеет ставить цель исследования;- Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;- Ребенок умеет выдвигать гипотезу;- Ребенок умеет описывать явления и процессы;- Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;- Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;- Ребенок проявляет интерес к экспериментированию. Результаты проведенной работы по развитию познавательной активности у детей Результаты 2013-2014 учебного годаРезультаты 2014-2015 учебного годаРезультаты 2015-2016учебного года Мониторинг работы по развитию познавательной активности у детей Мониторинг сформированности знаний и умений у детей По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, т.е. умение делать выводы, аргументировать свои суждения. Но не у всех детей получается самостоятельно выдвигать гипотезы, установитьпротиворечие, затрудняются в поиске решения проблемы. Проведенная работа позволила повысить уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков совершенствоватьумения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.     У детей сформировались личностные характеристики: появилась инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими. При поступлении в первый класс у 40% детей проявился интерес и способности к занятиям робототехникой, у 45% детей – к занятия художественно-эстетической направленности, а 80% детей посещают детскую библиотеку с целью расширить свои познания в окружающем мире. Родители являются обязательными участниками образовательных отношений. Поэтому вовлекались в процесс реализации задач по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Консультации для родителей:« Маленькими шагами в огромный ,прекрасный мир», 2015 год.«Эксперименты с детьми дома», 2015 год.«Экспериментально – исследовательская деятельность», 2016 год.«О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.», 2016 год. Родительское собрание:«Как прекрасен этот мир, посмотри!», 2015 год.Мастер-класс:«Опытно экспериментальная деятельность детей раннего возраста», 2016 год. Анкетирование родителей: « Удовлетворенность родителей работой педагога».« Удовлетворенность родителей работой ДОУ.»«Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» «Диагностическая карта определения готовности родителей к опытно – экспериментальной деятельности с детьми.»Анкета для родителей «Экспериментальная деятельность ребёнка.» Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом можно обсудить вопросы воспитания и развития ребенка (97%); воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей, применяются современные методы и технологии; родители удовлетворены работой педагога на 98%.В ходе анкетирования по направлению «Экспериментальная деятельность детей», «Организация познавательно - исследовательской деятельности» родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо (30%), поддержка (25%), сотрудничество (45%). Хотя не все родители считают, что ребенок должен заниматься познавательной деятельностью вместе с родителями (35%). Чаще всего дети продолжают проводить исследование с водой, моющими средствами и бумагой. Исследовательская активность у детей проявляется как из общественных источников, так и самостоятельной деятельности. Участие в РМОМАДОУ ЦРР «Слободо-Туринский детский сад « Солнечный»--Планирование работы с детьми по экспериментированию, апрель 2014г ( памятки)МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка»- Игра- эксперимент по формированию здорового образа жизни «На помощь Пилюлькину»( с участием детей) ноябрь, 2014 годМАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»-опыт работы « Воздух и ветер» ( Показ игр- экспериментов) февраль, 2015годДля профессионального саморазвития приняла участие в различных мероприятиях с целью обменом педагогического опыта Коллективные просмотры НОД:« Путешествие в страну Щеток», 2014год.«Лаборатория правильного питания», 2016годПропаганда опыта через мастер классы, консультации Педсовет- «Экспериментальная деятельность- средство познания мира живой и неживой природы»- 2017 год.Поделилась опытом работы с педагогическим сообществом:НОД « Правила дорожного движения» для Кадникова О.Г., методиста МКУ "ИМЦ ОУ Слободо-Туринского МР" 5.04.2016НОД « Рисование сказочной птицы» для Шаганова Т.Е. , педагога-психолога МАДОУ ЦРР Слободо-Туринский детский сад« Солнечный» : 17.04.2015 Участие в конкурсах педагогического мастерства Создание своего портфолио в интернет-ресурсах Курсы повышения квалификации- 2014 год - « Современные подходы с содержанию и организации образовательно-воспитательного процесса в условиях ведения ФГОС ДОУ» 144 часа.- 2015 год - « Разработка рабочей программы педагога дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО» 24 часа.- 2017 год - «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи».20 часов.-2017 год - « Организация инклюзивного образования в образовательной организации в соответствии с ФГОС» 72 часа. Награды и поощрения детей и их родителей Награды и поощрения детей и их родителей Туринская Слобода, 2017г«УМЕЙТЕ ОТКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЕНКОМВ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧТО ТО ОДНО,НО ОТКРЫТЬ ТАК, ЧТО БЫ КУСОЧЕК ЖИЗНИЗАИГРАЛ ВСЕМИ ЦВЕТАМИ РАДУГИ.ОСТАВЛЯИТЕ ВСЕГДА ЧТО-ТО НЕДОСКАЗАНОЕ,ЧТО БЫ РЕБЕНКУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ВОЗВРАТИТЬСЯ К ТОМУ ЧТО ОН УЗНАЛ» В .А. Сухомлинский