Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность 
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Слободо-Туринский детский сад "Алёнка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"с.Туринская Слобода, 2017г«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Воспитатель: Заровнятных ЕвгенияВладимировна
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.                                                                                                                    К.Е.Тимирязев
	Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным  особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
	Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально- познавательной активности.
	В ФГОС ДО и в программах дошкольного образования, в том числе программе «Детство», используется понятие «познавательно-исследовательская деятельность», которое можно определить как целенаправленное восприятием ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты, экспериментирование.  	Изучая новинки  методической литературы  и  новинки игрового  оборудования,  согласно  ФГОС,  наблюдая за  детьми,  я  обратила   внимание  на  экспериментирование, как на эффективное доступное  средство  интеллектуального  развития детей .
                      Актуальность организации исследовательской 		деятельности с детьми  дошкольного возраста.	Принимая во внимание цитату А.И.Савенкова «Для  ребенка  естественнее  и  потому  гораздо  легче  постигать  новое,  проводя собственные  исследования  –  наблюдая,  ставя  эксперименты,  делая  на  их  основе  собственные суждения  и  умозаключения,  чем  получать  уже  добытые  кем-то  знания  в  «готовом  виде»,  можно сделать вывод о  необходимости  увеличивать  долю  исследовательских  методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская  деятельность  позволяет  организовать  обучение  так,  чтобы  ребенок смог  задавать  вопросы  и  самостоятельно  находить  на  них  ответы.  Однако  нет  целостного подхода  к  развитию  исследовательской  деятельности  в  аспекте  личностного  развития ребенка-дошкольника.  И  это  свидетельствует  об  актуальности  проблемы  развития исследовательской  деятельности  у  дошкольников  и  о  недостаточной  ее  разработанности в плане развития ребенка.	Именно исследовательский  метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:- уметь видеть проблему и ставить вопросы;- уметь доказывать;- делать выводы;- высказывать предположения и строить  планы по их проверке.
	Для  организации  развития  исследовательской  деятельности  с  детьми дошкольного  возраста  (детского  экспериментирования),  я  поставила  перед собой  цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.	Для достижения цели поставила следующие задачи:1.Формировать  у  детей  дошкольного  возраста  диалектическое  мышление,  т .  е. способности  видеть  многообразие  мира  в  системе  взаимосвязей  и взаимозависимостей, умения  анализировать,  сравнивать,  обобщать,  ставить  цель, планировать свои действия и делать выводы.2. Расширять представления детей о свойствах окружающего мира, его красоте; развивать  собственный  познавательный  опыт  с  помощью  наглядных  средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т . д.) 3. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса у детей.
ПринципыНаучности(подкрепление всех видов познания научно-обоснованными методиками)Результативностиполучение положительного результата независимо от уровня развития детей)Креативности(развитие способностей переносить сформированные навыки в самостоятельную деятельность, поощрять детей находить решение нестандартных задач и ситуацийДоступности(построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми)Индивидуально-личностной ориентации(гуманный подход к развитию личности ребенка с опорой на его индивидуальные способности)Систематичности и последовательности(единство воспитательных ,развивающих, обучающих задач развивая поисково-исследовательскую деятельность)Целостности  (комплексный принцип построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности)Активного обучения(организация детской деятельности в процессе которой они  сами делают открытия)
ОпытФиксация результатов Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговоркиНаблюдения Трудовые порученияМоделирование (создание моделей)Методы и приемы работы по экспериментально-исследовательской деятельностиПостановка вопросов проблемного характераРазнообра-зные виды игр БеседыПрогулки, экскурсииЗанятия, досуг
 Ожидаемые результаты     повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);     совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;     формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.)    
Для организации исследовательской деятельности я создала  условия:• Выстроила  образовательную  деятельность  с  постепенным  возрастаниемсамостоятельности совместного поиска.• Составила  план проведения опытов и экспериментов.• Разработала  проекты  (исследовательские,  творческие, информационные)  • Подобрала  дидактический  материал:  карточки-схемы,  модели  дидактическиеигры, инструкции, картотеки.• Организовала  развивающую предметно-пространственную  среду  (детскую  научную  лабораторию в  группе . 
Как  базу  для   игровой  деятельности  ребенка использую  «Детскую  научную  лабораторию» Работа  в  лаборатории  предполагает  превращение  детей  в  «ученых»,спасателей, фармацевтов,  операторов,  геологов,  которые проводят опыты, эксперименты,  наблюдения по разной тематике, а также лаборатория помогает в составлении проектов.
В  лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.), различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), приборы для проведения опытов.
Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов  
Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюВыращивали кристаллов (самодельных и купленных в магазине), сравнивали условия и процесс роста кристалла.
Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюРассматривание корней растений на участке детского садаЭксперименты «Статическое электричество»Определение свойств воды
Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка»Воздух и звукиГде есть воздух?
Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюОпределение свойств материалов: резина, камень, бумага
Проведение образовательной деятельности по экспериментированию  со стеклом и зеркалами (отражение света, увеличение предметов, светопроницаемость)
Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижения по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой и рекомендованными примерной основной образовательной программой «Детство».Критерии:- Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;- Ребенок умеет формулировать вопрос;- Ребенок умеет ставить цель исследования;- Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;- Ребенок умеет выдвигать гипотезу;- Ребенок умеет описывать явления и процессы;- Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;- Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;- Ребенок проявляет интерес к экспериментированию. 
Результаты проведенной работы по развитию познавательной активности у детей   Результаты 2013-2014 учебного годаРезультаты 2014-2015 учебного годаРезультаты 2015-2016учебного года
Мониторинг работы по развитию познавательной активности у детей 
Мониторинг сформированности знаний и умений у детей 
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.           У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, т.е. умение делать выводы, аргументировать свои суждения. Но не у всех детей получается самостоятельно выдвигать гипотезы, установитьпротиворечие, затрудняются в поиске решения проблемы.             Проведенная работа позволила повысить уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков  совершенствоватьумения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.         У детей сформировались личностные характеристики: появилась инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.         При поступлении в первый класс у 40% детей проявился интерес и способности к занятиям робототехникой, у 45% детей – к занятия художественно-эстетической направленности, а 80% детей посещают детскую библиотеку с целью расширить свои познания в окружающем мире.
Родители являются обязательными участниками образовательных отношений. Поэтому  вовлекались в процесс реализации задач по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Консультации для родителей:« Маленькими шагами в огромный ,прекрасный мир», 2015 год.«Эксперименты с детьми дома», 2015 год.«Экспериментально – исследовательская деятельность», 2016 год.«О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.»,  2016 год.
Родительское собрание:«Как прекрасен этот мир, посмотри!»,  2015 год.Мастер-класс:«Опытно экспериментальная деятельность детей раннего возраста», 2016 год.
Анкетирование родителей: « Удовлетворенность родителей работой педагога».« Удовлетворенность родителей работой ДОУ.»«Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» «Диагностическая карта  определения готовности родителей  к опытно – экспериментальной деятельности с детьми.»Анкета для родителей «Экспериментальная деятельность ребёнка.»
Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом можно обсудить вопросы воспитания и развития ребенка (97%); воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей, применяются современные методы и технологии; родители удовлетворены работой педагога на 98%.В ходе анкетирования по направлению «Экспериментальная деятельность детей», «Организация познавательно - исследовательской деятельности» родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо (30%), поддержка (25%), сотрудничество (45%). Хотя не все родители считают, что ребенок должен заниматься познавательной деятельностью вместе с родителями (35%). Чаще всего дети продолжают проводить исследование с водой, моющими средствами и бумагой. Исследовательская активность у детей проявляется как из общественных источников, так и самостоятельной деятельности.
 Участие в РМОМАДОУ ЦРР «Слободо-Туринский детский сад « Солнечный»--Планирование работы с детьми по экспериментированию, апрель 2014г  ( памятки)МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад  «Алёнка»- Игра- эксперимент по формированию здорового образа жизни  «На  помощь Пилюлькину»( с участием детей)   ноябрь, 2014 годМАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»-опыт работы « Воздух и ветер»  ( Показ игр- экспериментов) февраль,  2015годДля профессионального саморазвития  приняла участие в различных мероприятиях с целью обменом педагогического опыта 
Коллективные просмотры НОД:« Путешествие в страну Щеток», 2014год.«Лаборатория правильного питания», 2016годПропаганда опыта через мастер классы, консультации
Педсовет- «Экспериментальная деятельность- средство познания мира живой и неживой природы»- 2017 год.Поделилась опытом работы с педагогическим сообществом:НОД « Правила дорожного движения» для Кадникова О.Г., методиста МКУ "ИМЦ ОУ Слободо-Туринского МР" 5.04.2016НОД « Рисование сказочной птицы» для Шаганова Т.Е. , педагога-психолога МАДОУ ЦРР Слободо-Туринский детский сад« Солнечный» :  17.04.2015
Участие в конкурсах  педагогического мастерства
Создание своего портфолио в интернет-ресурсах
Курсы повышения квалификации- 2014 год - « Современные подходы с содержанию и организации образовательно-воспитательного процесса в условиях ведения ФГОС  ДОУ» 144 часа.- 2015 год - « Разработка рабочей программы педагога дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО» 24 часа.- 2017 год - «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи».20 часов.-2017 год - « Организация инклюзивного образования в образовательной организации в соответствии с ФГОС» 72 часа.
Награды и поощрения детей и их родителей  
Награды и поощрения детей и их родителей  
Туринская Слобода, 2017г«УМЕЙТЕ ОТКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЕНКОМВ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧТО ТО ОДНО,НО ОТКРЫТЬ ТАК, ЧТО БЫ КУСОЧЕК ЖИЗНИЗАИГРАЛ  ВСЕМИ ЦВЕТАМИ  РАДУГИ.ОСТАВЛЯИТЕ ВСЕГДА ЧТО-ТО НЕДОСКАЗАНОЕ,ЧТО БЫ РЕБЕНКУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ВОЗВРАТИТЬСЯ К ТОМУ ЧТО ОН УЗНАЛ»                                                                                                                    В .А. Сухомлинский