Организация служб ранней помощи. Мировой и отечественный опыт
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБ РАННЕЙ ПОМОЩИ.ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ.Выполнила:Воспитатель ОГСКОУ СКШ №25 г. Братска Макаревич О.Л.
Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления.
Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Уже в начале 70-х гг. XX в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательстваЗА РУБЕЖОМ
ЗА РУБЕЖОМСлужбы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).
ЗА РУБЕЖОМЭффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи — эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;интенсивность ранней помощи - чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка;создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
ЗА РУБЕЖОМПараллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги.ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТОбеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживаемых государствомВ России, как и во всем мире, побудительными причинами для осознания необходимости ранней помощи детям и семьям, стали следующие факторы: • Рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении • Рост числа социально не благополучных семей (семьи с одним родителем, семьи с крайне низким уровнем дохода, семьи, не обеспеченные жильем и проч.) • Увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушением развития.
Для решения этой задачи создаются вариативныеформы дошкольного образования:Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), Консультативные пункты (КП), Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи и родителей (законных представителей)Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста( от 6 месяцев до 3-х лет) к поступлению в ДОУОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Консультативные пунктысоздаются для родителей (законных представите- лей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнкаОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учрежденияЦелью деятельности Службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитииОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
лекотека Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки раз- вития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что необходимо создание единой государственной системы выявления детей с нарушениями в развитии и обеспечения ее методами комплексной помощи. При этом ни в коем случае не предполагается отказ от ранее созданных учреждений: они будут реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будетподдержана