Презентация на тему : Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ


Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ. .г. Ростов-на-Дону2016 г. Федеральное агентство по образованиюФГО ВО «Южный федеральный университет»Факультет педагогики и практической психологииОтделение специального образованияКафедра коррекционной педагогики Содержание:1. Основные понятия2. Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ3. Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата4. Психофизическое развитие детей с нарушениями слуха5. Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения6. Особенности психофизического развития у детей с ТНР.7. Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии.8. Основные категории аномальных детей 9. Причины аномального развития10. Теория Л.В Выготского « О сложности структуре дефекта»11.Список литературы Основные терминыДети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;  Аномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей.К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития. Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗВ основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма. Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.Психофизическое развитие Психическое развитие Физическое развитие. Психофизическое развитие детей с нарушениями слухаДети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом.Ребенок с нарушением слуха очень отличается от слышащих детей по развитию речи. Глухой ребенок обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Речь глухих детей в этом возрасте лет бедна по словарю, по способам высказывания. Замедлены все психические процессы.   Психофизическое развитие детей с нарушениями зренияРебенок с нарушением зрения отстает в развитии координации рук, что ведет к задержке развития мелких движений пальцев, развития моторики. Отмечаются затруднения в формировании ходьбы, наблюдается неуверенность при принятии вертикальной позы. Двигательные затруднения и слабость ориентировочной деятельности слепого ребенка влияют и на его эмоциональную сферу, вызывая боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки и движения.На психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития. Особенности психофизического развития у детей с ТНР.Первичная патология речи отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. В физическом развитии отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, заметны отставания в двигательной сфере.Первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь этих детей малопонятна. Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.Более 30% детей с нарушениями ОДА гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые, характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, низкая познавательная активность как результат ограниченный запас знаний и представлений об окружающем. Недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике. Обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха. Дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность. Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.Дети с ЗПР более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью.Ребенок с умственной отсталостью значительно отстает в развитии всех психических функций. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. У детей отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату. Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста не умеет ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними. Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова. Фонетический строй речи почти у всех таких детей к началу школьного обучения оказывается сформированным не полностью. Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии.Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. Л.С. Выготский убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций;инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);венерические заболевания;эндокринные заболевания матери;несовместимость по резус-фактору;алкоголизм и прием наркотиков родителями;биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;серьезные отклонения в соматическом здоровье матери;гипоксические;токсикозы матери во время беременности;патологическое протекание родовой деятельности;мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте. К социальным факторам риска относятся:неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);длительные отрицательные переживания матери (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);психологическое состояние матери во время родов;отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр. Основные категории аномальных детей педагогическая классификацияАномальные детиДети снарушениями слухаДети с нарушениями зренияДетис нарушениями интеллектаДети с нарушениями речиДети с нарушениямиэмоционально-волевойсферыДети с комбинированным дефектомДети снарушениямиопорно-двигательногоаппарата
Причины аномального развитияПо времени воздействия По характеру поражения Врожденные Приобретенные Органические Функциональные



По характеру нарушения:Органические – при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные (с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например:травма (разрыв тканей);инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток);интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов). По характеру нарушения:Функциональные – при которых нет повреждений тканей, органов. Например:нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения;неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение). Причины аномального развитияВРОЖДЕННЫЕПРИОБРЕТЕННЫЕПо времени воздействия

По времени воздействияВрожденные аномалии развитияНаследственные(эпилепсия, шизофрения) Наследственные болезни с нарушением обмена веществИзменения хромосомного набора(болезнь Дауна)Врожденные болезни (гидроцефалия)


По времени воздействияПриобретенныеаномалии развития Травмы Инфекции Интоксикации Неблагоприятные социальные условияОсложнения после заболеванийНарушения санитарно-гигиенических норм и правил
ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАБИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРИСКАЖЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗАДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВНАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯОСОБЕНОСТИХАРАКТЕРАНАРУШЕНИЕ РЕЧИПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ СНИЖЕНИЕ СЛУХАПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКАstyle.fontSize ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАБИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРНАРУШЕНИЕ ПРОСТРАН-СТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИОГРАНИЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРАПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКАИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯОСОБЕННОСТИ ПОХОДКИПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТНАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯstyle.colorfillColorfill.typefill.on ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАБИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТУМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАМЕДЛЕНИЕ ПСИХО-МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЯ РЕЧИПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКАstyle.colorfillColorfill.typefill.on ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТАБИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРНарушение познавательной деятельности Нарушение общения ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТНарушение речиВторичная задержка психического развитияОсобенности характераСнижение речевой активностиПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКАstyle.colorfillColorfill.typefill.on Список литературы :1 Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Новая школа,1996. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,19952 Абрамова Г.С. Возрастная психология, 2003 3 Лубовский В.И. Специальная психология, 20034 Т.А. Власова, М.С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии, 20015 Косякова О.О. Логопсихология, 2014