Презентация Развитие мелкой моторики посредством тестопластики у детей младшего дошкольного возраста


Развитие мелкой моторики посредством тестопластики у детей младшего дошкольного возраста Автор: воспитатель Сидорова Т.Ю.Соответствие с должностьюМБДОУ «Детский сад №14 г. Кировска» Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев.  Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятий относительности (больше, меньше, длиннее, короче и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д. Поэтому необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом, так как работа с тестом: * обогащает сенсорный опыт; * развивает память, мышление, волю, уверенность в своих силах; * развивает речь; * учит осязательным приёмам сравнения предметов; * углублённая работа по тестопластике влияет на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, приучает к самостоятельности. ЦЕЛЬ: изучить влияние тестопластики на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Для достижения цели определила следующие ЗАДАЧИ: Образовательные: •знакомить детей с разными способами обследования предметов и свойствами теста;•развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, обеспечить освоение способов создания изображения раскатывание под углом ладоней, раскатывание и соединение различных частей, скатывание, вдавливание пальцем, соединение нескольких частей в один образ, передачи формы, построение элементарной композиции;•развивать умение детей украшать работу, используя стеки, палочку;•создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей теста, развивать мелкую моторику и умение использовать необходимые инструменты для тестопластики;•стимулировать желание вступить в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства; Воспитательные: •воспитать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца; •воспитывать аккуратность в работе, умение поддерживать порядок на рабочем месте;•формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций. Исходя из целей и задач, выделила направленияработы: * создание и оснащение предметно-развивающей среды;* изучение методической литературы по проблеме;* обследование детей по развитию ручной моторики 2 раза в год;* составление перспективного плана углублённой работы по теме, проведение игр на развитие мелкой моторики;* организация совместной деятельности: дети + педагог, ребёнок + ребёнок, родители + дети;*организация взаимодействия с родителями по темам: «Работа с солёным тестом», «Развитие ручной моторики». В начале своей работы создала предметно -пространственную развивающую среду в группе. Учитывая особенности младшего дошкольного возраста, решила создать условия, компенсирующие недостатки в развитии ручной умелости. Изготовила игры: «Прищепки», «Копилочка», «Разные ладошки», «Огород» (на липучках), «Золушка», многофункциональное пособие «Дерево». Дополнила развивающую предметно-пространственную среду:мозаиками разной тематики, фактуры, трафаретами разной тематики конструктор- мозаика (Корвет), конструктор геометрический большойсерия "Конструктор РНТойс"математический планшет "Школа интересных наук" шнуровки: «Башмачки» «Божьи коровки», «Бусы», пришивалка «Одень Максимку», деревянный пальчиковый театр «Колобок», театр-матрешка «Курочка-Ряба», игра «Маленький мастер». Изучила методическую литературу по теме:1. Программа «Детство», под ред. Т.Т.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой, 2011 год;2. «Умные пальчики» Синицына Е.М., 1998 год;3. «Развиваем мелкую моторику» Хвостовцев А.Ю., 2010 год;4. «Страна пальчиковых игр», Афонькина С.Ю., Рузина М.С., 1997 год;5. «Тренируем пальчики» Безруких М., 2000 год;6.»Оригинальные пальчиковые игры», Е. Черенковой, 2008 год;7. «Пальчиковая гимнастика» Л.П.Савиной, 2000 год;8. «Развиваем мелкую моторику у малышей» И.А.Ермаковой, 2011 год; 9. «Игры с пальчиками» Т.Н.Щербаковой 2001 год;10. «Энциклопедия развивалок» под ред. Т. Решетник, 2012 год;11. «Солёное тесто» К.В.Силаевой, 2002 год;12. // «Дошкольное воспитание» №6 -2005 г. с.34-35, «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» (игры с использованием элементов оригами) Г. Соколовой;13. // «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011 г., с.65-67, «Сладкие солёные мгновения» (рисование солью) О.Тимохиной;14. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2013 г., с.69-72, «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Ф Деникеевой, Ф Галиевой и др.;15. // «Дошкольное воспитание» № 9 – 2013 г, с.119-121 «Соль не просто забава» О.Никифоровой;16. // «Обруч» № 1 – 2001 год, «Печём картины» Л.Гришиной;17. // «Ребёнок в детском саду» № 5 – 2006 год, «Увлекательнаятестопластика» Е.Б. Танниковой;18. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2007 год, «Игры с тестом, развитие умения лепить» Г.Одиноковой;19. // «Ребёнок в детском саду» № 4-2009 г., «Пособия для развития мелкой моторики рук» Выбрала следующие принципы работы с детьми: - интегрирование совместной образовательной деятельности взрослого и детей;-эмоционально насыщенная организация совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;- стимуляция развития высших психических функций;- учёт зоны ближайшего развития. Для формирования у детей ручной умелости использую следующие методы и приёмы работы: НАГЛЯДНЫЕ:* рассматривание картин, предметов, иллюстраций;* показ образца;* показ способов и действий во время изготовления поделок;* показ действий во время пальчиковых игр;* наблюдения;* целевые прогулки по участку детского сада;* украшение группы к праздникам;* оформление уголков; СЛОВЕСНЫЕ: * мотивация;* использование художественного слова;* словесные игры и упражнения;* поощрения;* указания, подсказки, вопросы;* консультации и беседы с родителями;* анализ;* самоанализ.* оформление выставок. ПРАКТИЧЕСКИЕ: * обследование предметов;* опыты с солью, тестом;* обучение приёмам лепки разными способами;* пальчиковые игры;* коммуникативные игры;* дидактические игры с наглядным материалом;* разрезные картинки, настольно-печатные игры;* самостоятельная художественная деятельность детей. Структуру своей работы разделила на этапы:На первом этапе знакомила детей с инструментами. На втором этапе учила детей лепить и украшать плоские фигурки На третьем этапе – учила облепливать тестом разнообразные объемные формы Для разнообразия работы с тестом предлагаю такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивымибусинками, стразами, пуговицами, косточками, макаронными изделиями Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую следующие формы работы: 1. Интерактивные:- анкетирование;- практикумы, деловые игры;- шефская помощь2. Традиционные:- родительские собрания;- выставки поделок;- открытые показы образовательной деятельности;- поручения3. Информационно-просветительские- подбор консультационного материала ;-оформление фото-ширм и стенгазет;- родительская почта;- выпуск буклетов и памяток;- информация на сайте детского сада. Спасибо за внимание