Презентация для педагогов и родителей на тему Развитие тактильного восприятия у дошкольников и младших школьников на занятиях оригами через игры в тактильном рукаве.
Развитие тактильного восприятия у дошкольников и младших школьников на занятиях оригами через игры в тактильном рукаве Автор презентации: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Калашникова Александра Алексеевна МБОУ ДОД ЦДТ, г.Енисейск учебное объединение «Оригами» Существует три главных канала, по которым ребёнок получает основную информацию не только на занятиях оригами, но и вообще об окружающем мире:- визуальный (зрительный);- аудиальный (слуховой); кинестетический (тактильный, телесный). Цель:Развитие и активизация тактильных ощущений Работа в тактильном рукаве. Замечательный и очень мощный приём для развития кинестетического канала – складывание в тактильном рукаве или с завязанными глазами, на ощупь. Предлагаю игры на развитие тактильного восприятия, какие провожу на своих занятиях. «Найди фигуру».Цель: Активизация тактильных ощущений, развитие умения различать фигуры.Оснащение: Тактильные рукава, набор фигур из ДВП (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, шестиугольник, круг), для каждого ребёнка один рукав и один набор фигур. Ход игры: Педагог показывает детям одну из фигур и просит найти такую же фигуру в тактильном рукаве. Дети запускают обе руки в тактильный рукав и ищут такую же фигуру. Нахождение геометрической фигуры в тактильном рукаве. «Определи размер квадрата». Цель: Развитие тактильных ощущений, умения определить квадрат по величине на ощупь.Оснащение: Тактильные рукава для каждого ребёнка, набор квадратов разной величины. Ход игры: На столе лежат квадраты разной величины по мере их уменьшения или увеличения. У каждого ребенка в тактильном рукаве находится один квадрат любой величины (у детей квадраты могут попадаться одинаковые по величине). По команде педагога дети запускают обе руки в рукав и «прощупывают» каждый свой квадрат. Педагог показывает самый большой квадрат и задаёт вопрос: «У кого квадрат такой величины?» Ребёнок, который считает, что у него квадрат именно такого размера, должен сказать: «У меня». По команде педагога ребёнок достаёт свой квадрат и сравнивает его с квадратом педагога. Если он угадал, то получает 5 баллов, не угадал – 2 балла. Игру можно повторить 3-5 раз. «Определи фактуру бумаги».Цель: Развитие тактильных ощущений, умения различать фактуру бумаги.Оснащение: Тактильные рукава, набор бумаги для каждого ребёнка. В набор входят образцы бумаги разной фактуры: картон, газетная бумага, калька, фольга, принтерная, гофрированная, обойная бумага. Ход игры: Педагог показывает образец бумаги определённой фактуры. В тактильном рукаве у каждого ребёнка находится набор бумаги. Дети запускают обе руки в тактильный рукав и в своем наборе ищут пластинку бумаги требуемой фактуры. Игра продолжается до тех пор, пока у детей не закончатся образцы бумаги. «Найди базовую форму».Цель: Развитие и активизация тактильных ощущений, развитие умения различать базовые формы на ощупь.Оснащение: Тактильные рукава, наборы базовых форм оригами, выполненных из плотной бумаги от обложек журналов. Ход игры: Педагог называет базовую форму и предлагает детям найти её в тактильном рукаве. Для детей, кто не смог найти предложенную базовую форму, педагог показывает её образец. Для дошкольников предлагаю определить простые базовые формы: «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей», «Кристалл», для школьников – все остальные. «Сложи базовую форму»Цель: Развитие тактильных ощущений, умения складывать базовые формы оригами на ощупь.Оснащение: Тактильные рукава, бумажные квадраты (5-6 штук, в зависимости от того, сколько базовых форм будет предложено детям сложить). Ход игры: Педагог предлагает детям сложить ту или иную базовую форму в тактильном рукаве. Для детей, затрудняющихся сложить, педагог показывает образец базовой формы. Игру можно провести в форме соревнования. Для этого на доске вывешиваются названия или образцы базовых форм. По команде педагога дети начинают складывать. Учитывается не только скорость выполнения и количество сделанных базовых форм, но и их качество исполнения. Складывание базовых форм в тактильном рукаве. «Разложи по порядку».Цель: Активизация тактильных ощущений, развитие умения различать бусины по величине.Оснащение: Тактильные рукава, кусочки ткани, 3-5 бусин разного размера для каждого ребёнка. Ход игры: Детям предлагается разложить бусины на ткани по мере их увеличения или уменьшения. Усложнение задания возможно за счет увеличения количества бусин. «Найди меня».Цель: Развитие тактильных ощущений, умения выбирать плоскостное изображение той или иной фигуры на ощупь.Оснащение: Тактильные рукава, наборы плоскостных изображений (картинки из картона, вырезанные по контуру) – домик обычный, домик с трубой, лодочка обычная, лодочка с парусом, кукла-неваляшка с ручками, кукла-неваляшка без ручек. Мощным приёмом для развития тактильных ощущений послужит работа детей парами с одним тактильным рукавом, когда в рукаве находится правая рука одного ребёнка и левая рука другого. Работа в тактильном рукаве в парах.