Презентация опыта работы Формирование навыков звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Арманшина Т.Св 2009 году окончила Троицкий педагогический колледж по специальности дошкольное образованиеВ 2013 году окончила Магнитогорский педагогический университет по специальности логопедия. Работаю воспитателем в МАДОУ д/с «Березка» Стаж работы в ДОУ 6 лет.
«Формирование навыков звукобуквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа у старших дошкольников обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Цель работы :Совершенствование у детей умений проводить звукобуквенный анализ посредством развивающих игр
задачи:Учить произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.Учить услышать в стихотворении часто повторяющийся звук.Учить самостоятельно называть слова с заданным звуком.Учить определить место звука в слове.Знать все гласные буквы и уметь объяснить правила написания гласных после мягких согласных звуков.Различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Учить проводить звуковой анализ практически любого предложенного слова.Свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям.
Предполагаемый результат:К концу году дети должны:Определять наличие звука в слове различной слоговой структуры.Давать качественную характеристику звука: твердый-мягкий, звонкий-глухой.Определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов.Определять количество слогов в слове.Знать графический образ буквы.
Новизназаключается в том, что определена система работы с детьми по звукобуквенному анализу в основе которой лежат развивающие игры.
этапы работы:1. Подготовительный - 2011 учебный год. (Выбор темы, изучение психолого-педагогической литературы и опытов работы в выбранном направлении, мониторинг)2. Основной – 2011-2013 учебный год (Создание благоприятной речевой среды. Занятия и совместная деятельность взрослых с детьми. Работа с родителями, работа со специалистами)3. Заключительный – 2014 учебный год (Проведение психолого-педагогического мониторинга, анализ проделанной работы, подведение итогов)
задания:Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ж]. (лужа, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы)Отбери картинки в названиях которых есть звук [ш] (картинки: сумка, звезда, шапка, машина, колесо, кошка, мышь).Назови слова со звуком [с]. Назови картинку и покажи. (бочка-почка, трава-дрова, корка-горка, катушка-кадушка, удочка-уточка, зуб-суп, миска- мишка, коса-коза).Определить место звука [ч] в слове (начало, середина и конец) чайник, ручка, дочь.Назови первый звук (ударный гласный) в слове (Оля, Аня, уши, озеро, Ира).Назови последний звук (согласный) в слове (кот, сом, сук, лимон, малыш)Назови первый (согласный) звук в слове (дом, банка, тапки, магазин, чай, шуба)
– задания выполняет самостоятельно, в полном объеме, без ошибок; (высокий уровень) – задания выполняет правильно с помощью взрослого, по наводящим вопросам; (средний уровень) – задания не выполняет. (низкий уровень)
Диагностика обследования сформированности представлений о звуковой структуре слова детей старшей группы «Радуга» 2011-2012 учебного года.
система:Развивающая среда в группе. (Создание благоприятной речевой среды)Работа с детьми. (развивающие игры, НОД, перспективный план развивающих игр на 2 года обучения)Взаимодействие со специалистами. (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)Работа с семьей. (родительские собрания, консультации, семинар практикум, памятки, анкетирование).
«ГОВОРУНЬЯ – КАПЕЛЬКА»
РЕЧЕВОЙ УГОЛОК «ГОВОРУНЬЯ-КАПЕЛЬКА»
Зрительные символы гласных звуковауиоы
Зрительные символы согласных звуковткгхбсмпвфнд
Преимущество игр – презентаций информационная емкость;доступность. мобильность.
компьютерные программы:«Грамотей».Обучающая программа для детей «Уроки Азбуки».Обучающая игра « Баба-Яга учится читать».
направления развивающих игр:игры, направленные на развитие у дошкольников умения узнавать звук на фоне звуков, слогов, слов.игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять первый ударный гласный из слова.игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять первый согласный звук из слова.игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять конечный согласный звук в слове.игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Работа со специалистами ДОУ.
Работа с музыкальным руководителемЦель: развитие фонематического слуха, развитие ритма, темпа, слухового внимания, дикции.
Работа с инструктором по физической культуреЦель: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением;развитие речи у детей.
СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ «КАК ОБУЧАЮТ ДЕТЕЙ ЗВУКВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВА»
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
КОНКУРС «МОЯ ЛЮБИМАЯ БУКВА»
СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «УМНИЦЫ И УМНИКИ»
СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «УМНИЦЫ И УМНИКИ»
Диагностика обследования сформированности представлений о звуковой структуре слова детей подготовительной группы «Радуга» 2012-2013 учебного года.
Перспектива на будущее :Продолжить начатую работу «Формирование навыков звукобуквенного анализа слова по средством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста»Обогатить предметно-развивающую среду развивающими играми среднего возраста, использование ИКТ.Продолжать взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.Разработать систему работы по формированию фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!