Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста


Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.К.С.Станиславский Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнокпознаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. ТЕАТР СКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников , удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;На развитие фантазии;На формирование волевых качеств;На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив-ных, организаторских, двигательных и т.д.) Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра:Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.);Совершенствует артикуляционный аппарат;Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь. Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр*Способствует развитию речи, внимания, памяти;*формирует пространственные представления;*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития Театр картинок и фланелеграф Развивают творческие способности;Содействуют эстетическому воспитанию;Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. Вязаный театр Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;Формирует творческие способности, артистизм;Обогащает пассивный и активный словарь Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;Сопровождать движения пальцев речью;Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Театр-топотушки Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;Знакомит с народным творчеством;Обучает навыкам общения, игры, счета. Театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;Помогает справиться с переживаниями, страхами;Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги! Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;Способствует самопознанию и самовыражению личности;Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизацияСамый «разговорный»вид театрализованнойдеятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация Театрализованная деятельность-это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Спасибо за внимание!