Применение элементов производственного труда на уроках профессионально-трудового обучения в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ОВЗ
«Применение элементов производственного труда в профессионально-трудовом обучении(ПТО) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ОВЗ».Учитель профессионально-трудового обучения Зелик О.В. г. Лобня
Профессионально-трудовое обучение- важная составляющая часть всего учебного и воспитательного процесса, поэтому обучение учащихся разнообразным профилям труда рассматривается в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни.
В основе современной педагогической деятельности должна быть обязательно предусмотрена концепция формирования социально активной, творческой личности, способной осуществлять адекватный выбор относительно различных сфер жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.
Основные направления трудового обучения в школе.ШколаСоциальнаяадаптацияПрофессионально-трудовая подготовка
Изготовление изделий по инструкции.Применение полученных знаний в повседневной жизни.Изготовление простых изделий Организация самостоятельного досуга:Социальнаяадаптация
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе– это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Данный процесс обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента:Профессионально-педагогическая деятельность педагогов Профессионально-познавательная деятельность обучающихся
Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств.
Выбор методов, форм и средств подготовки к профес-сионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта определяются содержанием профессионально-трудового обучения в коррекционной школе и уровнем личностного развития учащихся.
Методы и средства профессионально- трудового обучения носят ярко – выраженную практическую направленность.
Можно выделить специфические особенности процесса профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта:Ориентированность на получение конкретной профессии Общая прикладная направленность образовательного процессаПроизводственное обучение как составная часть образовательного процесса;Сочетание процесса профессионального обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, организационно-педагогических условиях и условиях производства.
Этапы трудового обучения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}класспериод1-4 классПропедевтический период. Ручной труд. 5-9 классДифференцированное обучение по видам труда.Профессиональная подготовка.Экзамен .
Направления профессионально-трудового обучения в школе VIII г.ЛобняПрофессионально-трудовое обучение Швейное делоСлесарное делоСтолярное дело
Столярное и слесарное дело Цель программы – подготовить школьников к поступлению в колледжи соответствующего типа и профиля
Столярные мастерскиеВ процессе обучения столярного дела школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, сборкой и отделкой готовых изделий.
Слесарные мастерскиеВ процессе слесарного дела учащиеся знакомятся с основными операциями слесарной обработки, обработки на металлорежущих станках, а также с типовыми технологическими процессами
Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея женской и детской легкой одежды.Швейное дело
Мастерская швейного делаОбучение швейному делу развивает внимание, мышление, мелкую моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии.
Одним из приоритетных направлений деятельности школы выступает профориентационная работа, которая пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время.
Разнообразие экскурсий в колледжи , на швейные фабрики торговые предприятия, на строительные объекты, на предприятия службы быта, позволяет формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий.
Вывод:Желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.
Литература:При подготовке к урокам учителя профессионально-трудового обучения используют специальные методики преподавания профессионально-трудового обучения Т.В.Алышевой, Г.В.Васенкова, В.В.Воронковой, Г.Б.Картушиной Г.Г.Мозговой, Б.А. Журавлёва,В.Г.Копелевича и др., работы психологов М.И.Певзнера, С.Я.Рубинштейна и др.