Презентация по логопедии на тему: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, по составлению сказок нравственно – этической направленности, на примере Сказки: «Фруктовый спор»


Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, по составлению сказок нравственно – этической направленности, на примере Сказки: «Фруктовый спор»Выполнили:Учитель – логопед I категории МБ ДОУ «Детский сад №237» Евдокимова Е.С.,воспитанники ст. гр. В «Рябинка» О Составлении сказок нравственно-этического типаЕсть группа сказок, которая имеет ярковыраженную этическую направленность: втексте сказок очень явно прослеживаетсяжизненное правило, выраженное впословице или поговорке. Существуютсказки, которые сродни басням, но толькотекст в них не рифмованный ("Суп изтопора", "Вершки и корешки" "Лиса и журавль").Для того, чтобы научить дошкольниковсоставлять такие сказки, необходимопознакомить их с моделью текстов этого типа. В данном проекте, в рамках лексическойтемы «Фрукты. Сад.»отражены основные направлениякоррекционно - развивающей педагогической деятельностис детьми старшего дошкольного возраста посоставлению нравственно - этической сказки «Фруктовый спор»Цель проекта: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.Вид: творческийПродолжительность: краткосрочный (1неделя) Участники: дети старшей группы В «Рябинка», учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.Образовательная область: «Речевое развитие»Преемственность с образовательными областями: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально –коммуникативное развитие» План мероприятий в рамках проекта1. Выставка «Удивительные фрукты» Участники: дети и родители.Результат: мотивация детей и родителей напредстоящую деятельность.2. Выбор темы для книги (сказки)Участники: детиРезультат: обсуждение темы3. Составление плана сказкиУчастники: дети, воспитатели.Результат: написание текста сказки.4. Обыгрывание детьми составленной сказкив театрализованной деятельностиУчастники: детиРезультат: показ инсценировки сказки детям младшихгрупп 5. Оформление книгиУчастники: дети, воспитатели.Результат: оформление иллюстраций ктексту сказки.6. Досуг «Фруктовые посиделки»Участники: дети, воспитатели, родителиРезультат: удовлетворение от проделаннойработы, мотивация к последующейдеятельности в данном направлении. Базовый алгоритм составления сказки1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом;2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места;3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека;4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди; 5. Описывается Случай; 6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю;7. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта;8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям;9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «Жили - были", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости« и т.п. Методические рекомендацииПредварительная работа сводится кобсуждению с детьми пословиц и поговорок,выявлению черт характера различных героев.При подготовке к составлению таких текстовнеобходимо научить детей использоватьмеждометия, характерные для какого-либосвойства характера. Здесь включается илогопедическая работа.Также дети должны быть знакомы с некоторымиприемами театральной техники. В процессе создания текста сказокцелесообразно использовать приемыэмпатии, которые позволяют ребенкупревратиться в героя и от его именисоставить текст. Педагог должен побуждать детейпридумывать разнообразные места, гдеразворачивается диалог оживших предметов:сказка может произойти в портфеле, написьменном столе, в ванной комнате и др. Обыгрывание составленной сказки в театрально – игровой деятельности После составления сказки, дети приступили к оформлению книги. Рисунки к сказке «Фруктовый спор» являлись страницами книжки, и были выполнены детьми группы «Рябинка» под руководством воспитателей. Уважаемые читатели!Вашему вниманию предлагается сказка «Фруктовый спор».Эту сказку придумали дети старшей группы «Рябинка» детского сада №237 г. Новокузнецка, под руководством учителя-логопеда Мы гордимся своей работой!!!Книга была подарена детям младшей группы! В заключении Работа по составлению сказок удивительно оживила работу с литературными произведениями. Повысился интерес к сказкам, т.к. в ходе их анализа дети уточняли смысл, идею каждого произведения. Чтобы придумать сказку, необходимо провести массу аналитических действий: выделить главных героев, проанализировать характер их действий, и т.д. А также обобщить эту информацию на словесном уровне, непосредственно в создании своей собственной сказки. Как оказалось, такая сложная аналитическая работа доступна дошкольникам именно на материале русских народных сказок, которые любимы детьми, и интерес к которым не падает никогда. Спасибо за внимание!!!