Презентация к классному часу Подвиг А. П. Маресьева
Подвиг Алексея Петровича Маресьевалетчика-истребителя, заместителя командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старшего лейтенанта. В детстве, когда мне было 12 лет, мне папа дал почитать одну книгу…Она называлась «Повесть о настоящем человеке». Эта книга показывает, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Так я и узнала о человеке-герое войны, Алексее Маресьеве, о его мужестве, жажде жизни и преданность Отечеству. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости. Алексей был младшим. В детстве часто болел, в том числе малярией. После окончания 8 классов Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Он стал работать токарем на лесозаводе и не забывал о своей мечте. Дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали парня до приёмных экзаменов из-за ревматизма. А в 1934 году его по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Поначалу он категорически отказался от этого приказа – казалось, что отъезд поставит крест на его мечте. Едва не лишился комсомольского билета. В Комсомольск-на-Амуре поехать всё же пришлось. А позже выяснилось, что и на краю земли можно стремиться в небо. Без отрыва от производства Алексей занимался в аэроклубе. С первой попытки прошёл медкомиссию – на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом. В 1937 году Маресьева призвали в армию. Служил в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем был направлен в Батайское авиационное училище. В 1940 году Алексей его окончил, получил звание младшего лейтенанта и продолжил службу в Батайске инструктором. Здесь его и застала война. Боевой путь Маресьева начался на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года на Украине, в районе Кривого Рога. В марте 1942 года Маресьев был переведён на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика 580-го истребительного авиационного полка числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом в Новгородской области немцы подбили самолёт Маресьева, и машина быстро устремилась вниз. Удар о землю смягчили деревья. Выброшенный из кабины лётчик упал в сугроб и потерял сознание. Прошло какое-то время, и холод заставил очнуться. Вокруг- безлюдный лес. Самолёт был сбит над территорией, занятой врагом. Значит, нужно скорее пробираться к линии фронта, к своим. Попробовал встать на ноги и вскрикнул от боли: ступни обеих ног были покалечены. Алексей голодал, страдал от холода и дикой боли – началась гангрена. Волоча обмороженные ноги, упорно двигался на восток. Когда сил уже почти не оставалось, Маресьев перекатывался со спины на живот, затем снова на спину. Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта. Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Врача не было, а медицинская помощь требовалась незамедлительно. В начале мая недалеко от села приземлился самолёт, и Маресьева отправили в госпиталь. Герою пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Ради спасения жизни.Раненые сочувствовали лётчику, который, все были уверены, распрощался с небом навсегда. Порой безнадёга припирала инвалида к стенке похлеще испытаний в промёрзшем лесу. Но теплился и огонёк надежды: а вдруг? День ото дня в Алексее крепла решимость: человек не должен прекращать борьбу, пока в груди бьётся сердце. В Подмосковье Маресьев осваивал протезы. Он убедил и себя, и врачей в том, что сможет летать и воевать. Ещё в госпитале Алексей начал делать изнурительные упражнения на протезах. Затем продолжил тренироваться в санатории, в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии.. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать. В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения пробный вылет. В конце концов, он добился отправки на фронт. В июне1943 года мужественный лётчик прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Его направили в эскадрилью, которой командовал капитан А. М. Числов. Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Свой новый боевой счёт Алексей открыл уже 6 июля 1943 года. За 2 дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-й воздушной армии и по всему Брянскому фронту. В авиаполк начали приезжать военные корреспонденты. Был среди них и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Маресьеву добро на полёты. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. 1946 году Алексей Петрович был уволен с военной службы и занялся обучением молодых лётчиков. Но в 50-е годы ещё лично управлял самолётами. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию по истории. Стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 году вышла в свет его книга «На Курской дуге». Этот человек никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. В 2001 году, 18 мая, в Театре Российской армии планировался торжественный вечер, посвящённый 85-летию Маресьева. За час до начала торжества Алексей Петрович скончался от инфаркта. Торжественный вечер всё же состоялся. Он начался с минуты молчания. Полковник в отставке А.П. Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы. Он навечно остался в истории человечества. В Камышине (его родина) установлен памятник, создана аллея, названа одна из улиц его именем. Определить дату подвига этого человека сложно. Совершён ли он в течение 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в лётный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь – подвиг. http://mexalib.com/search/?order_field=year&order_type=ASC&q=%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2
http://www.otvoyna.ru/geroy.htm
http://www.oboznik.ru/?p=29381
http://www.contacts-1.ru/lyudisbezgranitchnym/aleksejmaresevlegend/
http://www.shymkent.kz/load_theme/files/20090506115904664.jpg
http://bskltd.ru/intnews/society/history/942868
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=353