Презентация на тему Значение химии в системе подготовки будущих специалистов лесного хозяйства в ПОО СПО
Значение химии в системе подготовки будущих специалистов лесного хозяйства в ПОО СПОСоколова Марина Геннадьевна, заместитель директора ГБПОУ « Чебаркульский профессиональный техникум «(ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль
Актуальность темыСегодня лесному хозяйству требуются работники новой формации, нового уровня подготовки, занятые выращиванием, сбережением и использованием лесов. В решении этой задачи значительная роль, на наш взгляд, принадлежит курсу химии, который является немаловажной составной частью системы общего естественнонаучного образования.
Химия, как фундаментальная наука, вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры .Химия содержит не только собственно химическое знание, но также данные социального и философского и характера, вопросы технологии, охраны окружающей среды, здоровья человека, эмоционально-нравственные категории и множество других вопросов, далеко выходящих за пределы базовой науки
3. Для лесного хозяйства особенно значима роль химии в том, что она раскрывает химическую природу веществ, входящих в состав растительного организма, их распределение, превращение и функции. 4. Деревья представляют собой хранилище органических веществ, сконцентрированных в древесине, коре, листьях, корнях и плодах (целлюлоза, лигнин, дубильные и пектиновые вещества, органические кислоты, витамины, терпеноиды, флавоноиды, алкалоиды и др.
5. Химические средства широко применяются в практике лесного хозяйства. Это и использование пестицидов для защиты лесов от насекомых-вредителей и болезней (инсектициды, фунгициды, химический метод защиты леса), для уничтожения сорной растительности в питомниках, на лесокультурных площадях и в защитных лесных насаждениях (гербициды), для удаления нежелательной древесной растительности в насаждениях и предотвращения нежелательной смены пород (арборициды) и т.д.
6.Знание химии необходимо для успешного усвоения дисциплин профессионального цикла («Ботаника», «Почвоведение, дендрология и лесоведение», «Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии лесных зверей и птиц», «Основы древесиноведения и лесного товароведения»), профессиональных модулей (ПМ 1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению; ПМ 2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов; ПМ 3. Организация использования лесов; ПМ 4. Проведение работ по лесоустройству и таксации и междисциплинарных курсов (далее - МДК) (01.01. Лесоразведение и воспроизводство лесов; 02.01. Охрана и защита лесов; 03.01. Заготовка древесины и других лесных ресурсов; 03.02 Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности; 04.01. Лесная таксация; 04.02. Лесоустройство)
Таким образом, практическая сторона химии, направленная на улучшение природной среды, жизни растительного организма и удовлетворение потребностей лесного хозяйства, должна быть полноценно отражена в учебной химической дисциплине. Это делает ее профессионально и экологически направленной, а изучение - личностно значимой.Поэтому при изучении ряда тем курса химии мы подчёркиваем их значение для какой-либо из вышеперечисленных дисциплин и МДК.
Мы используем следующие приемы приём – это 1. решение профессионально ориентированных химических задач, например:А. При недостатке магния в листьях растений плохо образуется хлорофилл, поэтому они приобретают светло-зелёную окраску с красным и фиолетовым оттенками по краям и вдоль жилок; в течение лета они постепенно желтеют, а потом опадают. На старых листьях между жилками появляются светло-зелёные пятна. Какая масса кристаллогидрата сульфата магния MgSO4 * 7H2O пойдет на приготовление 200 л 3%-ного (в расчёте на безводную соль) раствора сульфата магния? Плотность 3%-ного раствора MgSO4 равна 1,03 г/мл. Какая площадь участка может быть обработана полученным раствором, если норма внесения сульфата магния составляет 25 г/м2?
2. Работа над исследовательскими проблемами «Применение химических удобрений в лесных насаждениях», «Использование ядохимикатов при борьбе с вредителями и болезнями леса» и т.д.3. Организация тематических выставок: «Растения - индикаторы, произрастающие на кислых, щелочных, солёных почвах»; «Некоторые растения до и после применения ядохимикатов» и т.д.4. Проведение интегрированных уроков: «Химия почвы», «Химизм растительных организмов», и т.п.5.Организация практических работ с профессиональной направленностью: «Влияние ионов калия и кальция на проницаемость цитоплазмы», «Микрохимический анализ золы» и т.д.
Такой подход способствует: развитию познавательного интереса к химии за счет профессионального интереса;созданию устойчивой мотивации изучения химических понятий на основе сопоставления их с профессиональными знаниями;повышению уровня осознанности студентами ПОО СПО теоретических знаний по химии с точки зрения профессиональной направленности.