Презентация Доклад Воспитание патриотизма и гражданственности у младших школьников
Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьниковПодготовила: учитель нач. классовГахраманова А.С.
«Гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания.» Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей..К.Д.Ушинский
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитанияЗакон «Об образовании»Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 г.» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Патриотическое воспитание целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности.
Патриотизм любовь к Отечеству, к родной земле, родному языку, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003. - С. 185). уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участие в трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы.
Гражданственностьинтегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится.
Компоненты гражданственности: политическая, правовая, духовно-нравственная, трудовая культура человека, чувство собственного достоинства, уважение и доверие к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернациональных чувств.
Гражданско- патриотическое воспитание (по ФГОС)Цель: формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Задачи:Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в нашей школе - социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы:умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);любознательный, интересующийся, активно познающий мир; любящий свою семью, свой край, свою Родину;уважающий и принимающий ценности общества;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Компоненты гражданско- патриотического воспитанияЗнание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как факты, события нашей, своей истории, культуры ( «Я знаю, что это наше!»). Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории»). Деятельный - готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция - «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»).
Высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную; осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
ЗадачиВ области формирования личностной культурыВ области формирования социальной культурыВ области формирования семейной культуры
В процессе гражданско-патриотического воспитания мы опираемся на базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Ценности :ПатриотизмСоциальная солидарностьГражданственностьСемьяТруд и творчествоНаука
Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе ведется по следующим направлениям:военно-патриотическое (70 %) историко-краеведческоеархивно-поисковоекультурно-патриотическоенаучно-патриотическоеспортивно-патриотическое гражданско-правовое
принцип целостно-смыслового равенства. принцип непрерывности и системности .концептуальные принципы совместного образованияпринцип творчества и успеха. принцип развития нравственный пример педагогасоциально-педагогическое партнёрствоиндивидуально-личностное развитиеинтегративность программ духовно-нравственного воспитаниясоциальная востребованность воспитанияОсновные принципы организации гражданско-патриотического воспитания:
Базовые нравственные ценностиВоспитание нравственных чувств и этического сознанияВоспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизниФормирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Направления
«Портфолио выходного дня»«Школа — территория здоровья» «Зелёные лёгкие школы» «Я – маленький гражданин России»» «От сердца к сердцу» «Чистый берег» «Встречи с интересными людьми» «Школьный дворик»«Искусство» .Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:
Приёмы : чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; личный пример.этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты.
знакомство с государственной символикой РФ; героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздниковСодержание гражданско-патриотического воспитания в нашей школе:
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, с правами гражданина; участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии;
организация конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Формы организации деятельности по формированию гражданственности и патриотизма, применяемые в нашей школе: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, игры, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа, беседы.
Таким образом, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом. Образование – это трехсторонний процесс взаимодействия школы, родителей и учащихся. И конечно же в этом процессе незаменима и неоценима роль школы и, в частности, начального звена.
Анкетирование для родителей:Считаете ли вы себя патриотом?Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка?Какие мероприятия, на ваш взгляд, способствуют формированию патриотизма и гражданственности у учащихся?
Анкетирование для учащихся:Хотелось ли тебе жить в какой-нибудь другой стране?Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины?Интересуешься ли ты историей своей Родины?Какие мероприятия надо проводить в классе, чтобы дети больше любили свой город, свою Родину, знали об истории своей Родины?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!