Учебное портфолио, как инновационная технология оценки качества образовательных результатов
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО «Учебное портфолио», как инновационная технология оценки качества образовательных результатов Преподаватель: Кононова Ольга Владимировна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО «Чтобы получить знание, нужно учиться; чтобы получить мудрость нужно наблюдать»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Введение ФГОС нового поколения стимулирует инновационную деятельность педагогов и требует учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня среднего профессионального образования.Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки обучающимся, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.Одной из оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология «Учебного портфолио»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Задача преподавателя – выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют: - формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общие и профессиональные компетенции;-проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Учебное портфолио – является способом «аутентичного оценивания» – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной.Понятие «аутентичное оценивание» равнозначно термину – «подлинная оценка», «оценивание реальных достижений учащихся».
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Основной смысл «учебного портфолио» - показать все, на что способен обучающийся. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету.Основной задачей портфолио является отслеживание динамики учебного прогресса.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этапы деятельности в образовательной технологии «портфолио»:Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к портфолио и его презентации. Этап 4. Сбор и оформление материалов. Консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Этап 5. Выработка критериев оценивания материалов портфолио. Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этапы деятельности в образовательной технологии «портфолио»Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности:Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представить отчет по процессу обучения студента, прослеживать динамику отношения студента к УД (ПМ), процесса освоения учебной программы и учебных достижений, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, сформированность ОК и ПК.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этапы деятельности в образовательной технологии «портфолио»Задачи портфолио:поддерживание и стимулирование учебной мотивации студентов;развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио (содержание). До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все категории материалов и содержание. Ведение портфолио осуществляется студентом в печатном виде (папка-накопитель с файлами) и (или) в электронном виде. Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику учебного роста студента.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Структурные элементы учебного портфолио студента:Титульный лист оформляется на отдельном листе. (Включает: полное название образовательного учреждения, ФИО обучающегося, номер группы, специальность, преподаватель). Содержание (перечисляются названия разделов, указываются номера страниц).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.Разделы учебного портфолио студента:Раздел 1. Личные данные студентаФИО, год рождения, контактный телефон, E-mail и др.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Раздел 2. Учебно-профессиональная деятельность студента Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний студента (индивидуальные образовательные достижения по предмету): - Свидетельства об окончании курсов (профессиональной подготовки);- Дневники учебной и производственной практики (разных видов практики);- Аттестационный лист по учебной практике;- Аттестационный лист по производственной практике;- Отчеты о прохождении учебной и производственной практики;- Оценочные ведомости по МДК (ПМ), отражающие сформированность ПК и ОК и др.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Раздел 3. Сведения об участиях в мероприятиях различного уровня (при наличии у студента, заполняется в табличной форме):Научные конференции (с указанием темы доклада или статьи);Конкурсы (профессиональные, интеллектуальные и др.);- Семинары;- Олимпиады и др.Указывается место проведения, уровень (всероссийский, областной, городской, внутриколледжный), форма участия (очная, заочная, выступление, публикация, презентация и др.) и результат (сертификат, диплом, грамота, благодарность и др.).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Раздел 4. Самостоятельная деятельность студента:Должна включать все результаты самостоятельной деятельности студента по каждой изучаемой теме УД или ПМ. (Задания из КОС и КИМ).Например, компоненты, которые могут быть включены в данный раздел:Конспекты лекций, сочинения, изложения, результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ; доклады, сообщения, сценарии выступления на семинарах; описание процесса решения учебных задач; проекты; эссе; фото- ; аудио- и видеоматериалы; схемы, рисунки, таблицы, диаграммы; чертежи; картографический материал; ситуационные задания и кейсы (созданные студентом или решенные им); компьютерные программы; практические и лабораторные работы, электронные презентации и др.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Структура учебного портфолио по УД «Обществознание»:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этап 4. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.Оценивание портфолиоДо начала работы над портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки. Преподаватель должен дать точные критерии, по которым будет происходить аттестация выполненной работы.Оценка портфолио может проходить: текущая (ежемесячно), а также защита портфолио может быть формой итоговой аттестации студента. Можно устраивать выставки портфолио и определять рейтинг студента в ряду других студентов.Разъясняется процедура защиты учебного портфолио и требования к студенту на защите.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Оценивание портфолиоВ качестве общих критериев оценки выступают следующие:1. Наличие выполнения всех нормативных работ. 2. Оценка эффективности выполнения работы.3. Соответствие требований к оформлению портфолио.Портфолио целесообразно оценивать не в баллах, а в уровнях: «Самый высокий» уровень можно привести в соответствие с оценкой «5», «высокий» – «4», «средний» – «3», «слабый» – «2».
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Примерные критерии оценки «Самый высокий уровень» – портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.«Высокий уровень» – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.«Средний уровень» – в портфолио полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.«Слабый уровень» – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные незаконченные работы и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности ОК и ПК.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этап 5. Сбор и оформление материалов. Консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Представляются требования к оформлению портфолио (в соответствии с ЕГР колледжа).Проводится консультирование студентов по формированию учебного портфолио (по мере необходимости).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Рефлексия деятельности на данном этапе. Портфолио должно содержать отзывы преподавателя о результатах учебной деятельности студента, например, начинающиеся с фраз (шаблоны):Я считаю, что…………….(общая аргументационная оценка)Особенно удачным является…………………….(перечисление и оценка положительных моментов)В то же время я посоветовал(а) бы……………..(перечисление и оценка неудачных, с точки зрения преподавателя моментов)Не кажется ли Вам, что…………………..(рекомендации).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Одним из компонентов в портфолио является рефлексия студента (по поводу своих достижений, содержащихся в портфолио): самооценка своего собственного роста, достижения стандартов и выявление пробелов в развитии.Выстроить рефлексию помогают три вопроса:«Что есть?» - анализируются имеющиеся материалы портфолио и собственный опыт.«Что это дает?» - студент фиксирует, чему он научился, чего достиг.Например, Эссе «Мой лучший образовательный успех»«Что делать дальше?» - студент делает вывод и планирует будущее развитие.Т.е. проводится самоанализ собственного развития обучающихся.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Фразы листа рефлексивного экрана студента (подведение итогов):Я научился…………………....У меня получилось…….Я смог……………………………..Я попробую………………….Меня удивило……………….Изучение предмета дало мне для жизни………………………..Мне захотелось…………...Я узнал…………………..........Было интересно…………..Было трудно………………..Я выполнял задания……............................Я понял, что………………...Теперь я могу……………..Я приобрел………………..
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Недостатки метода «портфолио»:Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.Если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ учащегося, не отражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Преимущества «технологии портфолио»:В условиях инклюзивного обучения, портфолио позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.Позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении (рефлексия).Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству».У. Джеймс
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Центр комплексного информационного научно-методического сопровождения реализации ФГОС СПО Творческих всем успехов!Благодарю за внимание!