Презентация по информатике § 2 3 Правовое регулирование в информационной сфере


§ 2 3 Правовое регулирование в информационной сфере Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В Российской Федерации существует ряд законов в этой области. Федеральный закон «0 правовой охране программ для ЭВМ и баз данных » принятый в 1996 г. ( его основные положения воспроизведены в 2006 г. в Гражданском кодексе РФ) дал юридически точное определение понятий , связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил , что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор ( или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных , их распространение , модификацию и иное использование . Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права , в отличие от авторских , могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе. Федеральный закон «0б информации, информационных технологиях и защите информации »Принятый в 2006 г. регулирует отношения , возникающие при осуществлении права на поиск , получение, передачу, производство и распространение информации; при применении информационных технологий ; обеспечении защиты информации . Закон фиксирует ряд важнейших принципов в информационной сфере , такие, например , как : 1) свобода поиска, получения , передачи, производства и распространения информации любым законным способом ; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации , кроме случаев, установленных федеральными законами ; 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации ; 5) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения , использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия . Гарантии информационной открытости усиливает Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления » (2009 г.). Закон провозглашает в качестве основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом ; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления ; 3) свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления . Федеральный закон « 0 персональных данных » (2006 г.) регулирует отношения , связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти.Согласно закону, сбор и обработка персональных данных каждого гражданина в подавляющем большинстве случаев могут осуществляться только с его письменного согласия . Цель закона - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных , в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Федеральный закон «Об электронной подписи » Как известно , любой документ недействителен без подписи ответственных лиц, однако в электронном виде (путем передачи, например , отсканированного текста) такая подпись не может быть полноценной заменой подписи на бумажном документе. При электронной подписи используются : а) ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов , предназначенная для создания электронной подписи; б) ключ проверки электронной подписи - уникальная последовательность сим волов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи. Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы. Нарушения законов в сфере информации предусматривают как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность. В 1996 г. в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации ». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений , ставших , к сожалению, распространенными: За неправомерный доступ к компьютерной информации , повлекший уничтожение , блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети , предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет . То же деяние, совершенное организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения , наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет. За создание вредоносных программ для ЭВМ можно получить лишение свободы на срок до 3 лет , а при наличии тяжких последствий - до 7 лет . Указанными преступлениями уголовно наказуемая деятельность в сфере информационных технологий не ограничивается. Взлом паролей , кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной информации (клеветы , материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т. п.) через Интернет - всё это преступная деятельность , наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.