Презентация по информатике § 2 3 Правовое регулирование в информационной сфере 
§ 2 3    Правовое  регулирование в  информационной  сфере
Правовое  регулирование  в  информационной  сфере  является  новой  и сложной  задачей  для  государства.  В  Российской Федерации существует  ряд  законов в  этой области. 
Федеральный  закон  «0  правовой  охране  программ  для  ЭВМ и  баз  данных »	принятый  в  1996  г.  ( его  основные  положения  воспроизведены  в  2006  г.  в  Гражданском  кодексе  РФ) дал  юридически  точное  определение  понятий ,  связанных  с  авторством и распространением  компьютерных  программ  и  баз данных.
	Он  определил ,  что  авторское  право  распространяется  на  указанные объекты,  являющиеся  результатом  творческой  деятельности  автора.  Автор  ( или  авторы)  имеет  исключительное  право  на  выпуск  в свет  программ  и  баз  данных ,  их  распространение ,  модификацию и  иное  использование .  Однако  имущественные  права  на  указанные  объекты,  созданные  в  порядке  выполнения  служебных  обязанностей  или по  заданию  работодателя,  принадлежат  работодателю. 
Имущественные  права ,  в  отличие  от  авторских ,  могут  быть переданы  иному  физическому  или  юридическому  лицу  на  договорной  основе.  
Федеральный  закон  «0б  информации,  информационных  технологиях  и  защите  информации »Принятый  в  2006  г.	регулирует  отношения ,  возникающие  при  осуществлении  права  на  поиск ,  получение,  передачу,  производство  и  распространение  информации;  при применении  информационных  технологий ;  обеспечении  защиты информации . 
Закон  фиксирует  ряд  важнейших  принципов  в  информационной  сфере ,  такие,  например ,  как : 1)  свобода  поиска,  получения ,  передачи,  производства  и  распространения информации  любым  законным  способом ; 2)  установление  ограничений  доступа  к  информации  только  федеральными  законами; 3)  открытость  информации  о  деятельности  государственных органов  и  органов  местного  самоуправления  и  свободный  доступ  к  такой  информации ,  кроме  случаев,  установленных  федеральными  законами ; 4)  равноправие  языков  народов  Российской  Федерации  при  создании  информационных  систем  и  их  эксплуатации ; 5)  неприкосновенность  частной  жизни,  недопустимость  сбора, хранения ,  использования  и  распространения  информации о  частной  жизни  лица  без  его  согласия . 
 Гарантии  информационной  открытости  усиливает  Федеральный  закон  «Об  обеспечении  доступа  к  информации  о  деятельности государственных  органов  и  органов  местного  самоуправления » (2009  г.).	Закон  провозглашает  в  качестве  основных  принципов обеспечения  доступа  к  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов местного самоуправления: 1)  открытость  и  доступность  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов  местного  самоуправления,  за  исключением случаев,  предусмотренных  федеральным  законом ; 
2)  достоверность  информации  о  деятельности  государственных органов  и  органов  местного  самоуправления  и  своевременность ее  предоставления ; 3)  свободу  поиска,  получения,  передачи  и распространения  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов местного  самоуправления  любым  законным  способом; 4)  соблюдение  прав  граждан  на  неприкосновенность  частной жизни,  личную  и  семейную  тайну,  защиту  их  чести  и  деловой репутации,  прав  организаций  на  защиту  их  деловой  репутации  при  предоставлении  информации  о  деятельности  государственных  органов  и  органов  местного  самоуправления . 
Федеральный  закон  « 0  персональных  данных »  (2006  г.) 	регулирует  отношения ,  связанные  с  обработкой  персональных  данных, осуществляемой  федеральными  органами  государственной  власти.Согласно  закону,  сбор  и  обработка  персональных  данных  каждого  гражданина  в  подавляющем  большинстве  случаев  могут  осуществляться  только  с  его  письменного  согласия .  Цель  закона  - обеспечение  защиты прав  и  свобод  человека  и  гражданина  при  обработке  его  персональных данных ,  в  том  числе  защиты  прав  на  неприкосновенность  частной жизни,  личную  и  семейную  тайну. 
Федеральный  закон  «Об  электронной  подписи » 	Как  известно ,  любой  документ недействителен  без  подписи  ответственных  лиц,  однако  в  электронном  виде  (путем  передачи,  например ,  отсканированного  текста) такая  подпись  не  может  быть  полноценной  заменой  подписи  на  бумажном документе.  При  электронной  подписи  используются : а)  ключ  электронной  подписи  - уникальная  последовательность  символов ,  предназначенная  для  создания  электронной  подписи; б)  ключ  проверки  электронной  подписи  - уникальная  последовательность  сим волов,  однозначно  связанная  с  ключом  электронной  подписи  и  предназначенная  для  проверки  подлинности электронной  подписи. Право  на  выдачу  таких  ключей  имеют  только  специально уполномоченные  государством  органы. 
	Нарушения  законов  в  сфере  информации  предусматривают  как  гражданско-правовую,  так  и  уголовную  ответственность. В  1996  г.  в  Уголовный  кодекс  был  впервые  внесен  раздел  «Преступления  в  сфере  компьютерной  информации ».  Он  определил меру  наказания  за  некоторые  виды преступлений ,  ставших ,  к  сожалению, распространенными: За  неправомерный  доступ  к  компьютерной  информации ,  повлекший  уничтожение ,  блокирование,  модификацию  либо  копирование  информации,  нарушение  работы  ЭВМ,  системы  ЭВМ  или их  сети ,  предусматривается  наказание  в  виде  штрафа  в  размере до  пятисот  минимальных  размеров  оплаты  труда  либо  лишения свободы  на  срок  до  двух  лет .  То  же  деяние,  совершенное  организованной  группой  либо  лицом  с  использованием  своего  служебного  положения ,  наказывается  штрафом  в  размере  до  восьмисот минимальных  размеров  оплаты  труда  либо  лишением  свободы  на срок  до  пяти  лет. 
За  создание  вредоносных  программ  для  ЭВМ  можно  получить лишение свободы  на срок  до  3  лет ,  а  при  наличии  тяжких  последствий  - до  7  лет . 	Указанными  преступлениями  уголовно  наказуемая  деятельность  в  сфере  информационных  технологий  не  ограничивается. 	Взлом  паролей ,  кража  номеров  кредитных  карточек  и  других банковских  реквизитов,  распространение  противоправной  информации  (клеветы ,  материалов  порнографического  характера,  материалов,  возбуждающих  межнациональную  и  межрелигиозную вражду  и  т.  п.)  через  Интернет  - всё  это  преступная  деятельность ,  наказание  за  которую  может  быть  гораздо  более  жестким, чем перечисленные  выше.