Презентация к докладу Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся
Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся и создание среды повышенной комфортности на уроке.
ЦЕЛЬ : Осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.Задачи:1.Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. 2.Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на различных уроках.3.Разобрать памятку по организации дидак-х игр на уроках.
Актуальность выдвинутой проблемы.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Структураучебной игрывключаетцельсредстварезультатпроцесс игры
Творческая атмосфера,свобода от шаблонов,возникающие в игре, способствуют: - раскрепощению,-нейтрализует чувство тревоги,- облегчает межличностные общение
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.
Назначение дидактических игр:-Развитие познавательных процессов у школьников (восприятие,внимание, наблюдательность,сообразительность…);-Закрепление знаний,приобретённых на уроках;-Уточнение представлений о предмете или явлении в целом и его существенных особенностях (в этом смысле игра носит обучающий характер)
Игра, творчество,труд – три основы воспитания.К каждой игре нужна серьёзная подготовка.
Структурными компонентами дидактической игры являются:-дидактическая задача;(определяется содержанием учебного материала и воспитательными задачами);-игровая задача;-игровые действия(составляют сюжет дидактической игры);-правила(направляют деятельность детей);-результат.
Виды дидактических игр:-Игры-путешествия,-Игры-поручения,-Игры-загадки,-Ролевые игры,-Игровые моменты,на восстановление недостающей части, нарушенного порядка и т.д.
Объединяя две формы деятельности- игру и обучение, педагог должен сохранить характер игры, ту радость и то удовольствие, которые она даёт ребятам, и одновременно добиваться, чтобы у детей формировались запланированные знания, умения, навыки.
Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе.
Отрицательные стороны игры.Игра отвлекает от учебного материала.Игра – развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.Трудно поддерживать дисциплину на уроке.Игра – это потеря времени на уроке, т. к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учёба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно.Много времени уходит на подготовку дидактической игры к уроку.Нарушение детьми правил игры.Возникновение конфликтных ситуаций.
Положительные стороны игры.Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах , дает эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.Повышается активность детей.Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребёнок добровольно упражняется , осваивает нормативное поведение.Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.Игра облегчает межличностное общение.В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности).В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.
Анкета: –Нравится ли тебе играть на уроке? –На каких уроках тебе хотелось бы играть? –Как ты любишь большеиграть один или с друзьями? – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?
Анализ анкет показал: -Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. -Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна. (18 из 20) -Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (19) -Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (11)
Памятка:1.Условия, необходимые для организации и проведения игры:-наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;- выразительность проведения игры;- необходимость включения педагога в игру;- оптимальное сочетание занимательности и обучения;- средства и способы ,повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;- используемая в игре наглядность должна быть простой,доступной и ёмкой.
2. Требования, предъявляемые к игре:-Игра должна быть доступной, цель – достижимой, а оформление разнообразным, красочным;-обязательный элемент каждой игры-её эмоциональность.Игра должна вызывать удовольствие,удовлетворение от удачного ответа;-игра должна быть доведена до конца, до получения результата.
Итог Итак, учебно – дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально- волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование учебно – дидактической игры в учебном процессе облегчает его.