Презентация по развитию критического мышления Шесть шляп мышления


Шесть шляп мышленияУчитель МОУ«Школа №126г.Донецка»Доморонок Е.Б. «Самое главное –научить человекамыслить»Бертольд Брехт Когда человек прячется за маску – ему легче говорить. Маска не просто прячет. Но и ещё организует, задаёт мыслям единственное направление. Вместо маски можно использовать шляпу. В начале 1980-х годов английский писатель, психолог и специалист в области творческого мышления Эдвард де Боно придумал технику «Шести шляп» мышления. Откуда берутся гениальные идеи?Методы творческого мышления
style.rotation Креативность это не природный талант, - неоднократно подчеркивал доктор де Боно, - а скорее навык, которому можно научиться. Для того, чтобы достичь креативности, следует бросить вызов устоявшимся утверждениям и правилам. Ведь двигаясь проторенной дорожкой, наше мышление часто упускает из виду скрытые возможности, которые находятся вне ее. Де Боно расширил спектр творческого мышления,которое он назвал латеральным, включив сюда такие понятия: гибкость, широту, оригинальность, скорость, чувствительность к проблеме, практичность нового решения, её эффективность. Использование шести шляп резонно при любой умственной работе, в любых областях и на любых уровнях. При работе в группе метод шести шляп можно  рассматривать как разновидность метода «мозгового штурма», или применять его как часть  программы обучения. В этом и есть актуальность метода. Ношу на голове поля, но это вовсе не земля.
style.rotation Шестьшляпмышления
style.rotation
style.rotation
style.rotation Когда-то давно, а может, и не так давно, жил на свете старый  мудрый мастер. Из всех земных богатств у него был только разноцветный фетр. Но мастер имел золотые руки и  прекрасную мудрую душу. Он дарил людям нечто большее,чем головные уборы - шляпы, кепки, панамы, чепчики. Забрав свой заказ, люди выходили из мастерской старого Шляпника вдохновлёнными и решительными.Стоит ли говорить, как славился своим умением Мастер, как благодарны ему были люди за шляпы, которые несли Большой секрет Великого Мастера. Шли годы. Пришло время, когда Мастер покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям свою славу, мастерскую,обрезки цветного фетра и ... шесть разноцветных шляп – белую, черную, зеленую, желтую, красную, синюю - Наверное, основное отцовское наследство - это те деньги, которые нам заплатит заказчик за эти шляпы, - решили сыновья. Безусловно, они стоят очень дорого и мы станем богатыми! Мы поделим деньги и пойдем искать счастья. Шло время, но таинственный заказчик так и не появился. И сыновья решили поделить между собой отцовское наследство. - Я беру себе шляпу белого цвета, - заявил старший сын. - Она такая утончённая и замечательная, что я смогу красоваться в ней на балах и приемах. И я не буду чувствовать себя сыном простого Шляпника. - А я возьму чёрную шляпу, - сказал второй сын. Чёрный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строгий, элегантный в любой ситуации. Уверен, она принесёт мне счастье - А я выберу желтую шляпу,- сказал третий сын. Жёлтая шляпа, хотя и требует особого  костюма, подарит мне радость и улыбку. А тот, кто улыбается, всегда счастлив!Пусть моей шляпой станет красная, -воскликнул четвертый сын.-Я всегда хотел выделяться в толпе, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание! - Зеленая шляпа такая оригинальная, - заметил пятый сын. Мне нравятся неожиданные решения. Я беру зеленую шляпу. - Вы разобрали все шляпы, - сказал шестой сын. Мне остается только взять синюю. Синий цвет - это цвет глаз нашего отца, морских глубин и небесных просторов. Понять их глубину и высоту - вот мое назначение.На рассвете они отправились каждый в своем направлении. Прошло немало времени, прежде чем сыновья старого мастера снова собрались вместе под крышей родительской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тем, как наследство повлияло на судьбу каждого из них. Сын, который взял себе белую шляпу, стал уважаемым человеком, занял высокий пост в одной могущественной стране, стал чётким, последовательным. Рассказывая историю своей жизни, он перечислял факты и события,опуская свои переживания. Братья удивлялись таким изменениям, но слушали с большим уважением. Владелец чёрной шляпы стал сообразительным и критичным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он очень точно описывал их слабые стороны и недостатки. Он и на солнце видел пятна. Именно эта черта спасала его от краха, но и именно она лишила егорадости. И это , очевидно, нашло свой отпечаток в егохарактере. Очень хмурым и недовольным стал владелец чёрной шляпы. Владелец красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и смущение, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой.Как человек чувственный, он страдал и радовался, любил и ненавидел, увлекался и сочувствовал. Он часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал , как их проявить, как руководствоваться ими. Человек в желтой шляпе радовался солнцу, каждому начинающемуся дню, открыто шёл навстречу приключениям и открытиям. В обычном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке - солнечную радугу, а в повседневности - чудеса. Ничего его не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. - Мечтатель, романтик, - говорили одни ... - Очень богатой души человек, - говорили другие ... А обладатель зеленой шляпы оказался в сказочном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, рассказы, пьесы для театра. Его талантом восхищались люди, находя в его трудах ответы на свои вопросы. Очень часто он оставался беззащитным перед суровой действительностью, неприспособленностью к жизни в реальном мире. Обладатель синей шляпы стал вечным Пилигримом и философом. Он шёл только ему известными путями, ориентировался на только ему известные знаки и символы, и не отступал от цели, не спешил, но и не останавливался. Он смотрел вокруг, выбирая только то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. «Счастливый человек», - говорили одни. «А может он поделится своими мыслями, чувствами с другими, чтобы вдохновить их жаждой открытия, творения и победы? »- спрашивали другие. Но вот настал день, когда братья снова встретились под крышей родительской мастерской. Много зимних вечеров они провели за удивительными рассказами о своих путешествиях, встречах, прощаниях и жизненных уроках. Удивлялись братья тем изменениям, которые произошедшие с ними. И только теперь начали они понимать, какое странное богатство оставил им в наследство отец. И захотелось каждому из них почувствовать на себе судьбу другого, чтобы стать толерантным и критически мыслящим, чтобы уметь видеть положительные элементы, научиться творить и неотступно идти к поставленной цели. На основе этой сказочной интерпритации и разработан метод формирования и развития критического мышления, который используется для анализа проблемы, ситуации, для групповой дискуссии, когда необходимо рассмотреть предмет с разных точек зрения, объективно оценить явление, смоделировать разные ситуации и спрогнозировать их развитие. Это метод научит :думать разными способами;по-разному оценивать ситуацию;прогнозировать действия.Можно предложить ученикам создать группы под каждой шляпой, обговорить ситуацию и презентовать её.Так же можно предложить поменяться шляпами.Только необходимо помнить, за что именно отвечает группа под определённой шляпой. Шесть метафорических шляп представляют каждый из основных типов мышления.Белая шляпа приводит к мысли о чистом листе бумаги. Она используется для того, чтобы обратить внимание на имеющуюся информацию.ПРАВИЛА МЕТОДА «Шести шляп» Красная шляпа ассоциируется о огонём и теплом. Она связана с чувством, интуицией и эмоциями. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких-либо объяснений. Это, возможно, самая полезная шляпа. В этой шляпе должны быть, исключительно, критические оценки ситуации. Однако, черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само  по себе. Желтый цвет этой шляпы наводит на мысль о солнце и оптимизме. В этой шляпе мы делаем прямые усилия найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти хорошие стороны в ситуации. Зеленый цвет этой шляпы     напоминает о природе, росте,     энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Она позволяет думать о возможностях. Под зеленой шляпой мы вносим предложения, обсуждаем новые идеи, альтернативы .Когдаиспользуется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия. Эта шляпа отвечает за анализ всего умственного процесса (это - рефлексия мышления), определение  выводов. Синяя шляпа - это организатор всего процесса. Один за всех - все за одного!Мы - одна команда!Твой успех идет на пользу мне, а мой - для тебя, потому что у нас общий успех.Нам не обойтись без тебя!Каждая группа может выбрать выбрать девиз : Желаю творческих успехов!