Работа в группах на уроках литературного чтения как эффективный способ формирования УУД.


Работа в группах на уроках литературного чтения как эффективный способ формирования УУД Зиновьева Светлана Владимировнаучитель начальных классовГБОУ гимназии г. Сызрани2013г. В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию;познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;коммуникативные действия. Формы работы, направленные на формирование УУД : организация взаимной проверки заданий,работа в парах; взаимные задания групп; учебные задачи; обсуждение участниками способов своего действия;проектные групповые задания. Без парной работы нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей, возможность формирования у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Преимущества парной работы. Работа в парах Подготовка к ответу у доски;Взаимная проверка заданий;Поиск ответов на вопросы, обсуждение в парах;Проверка навыков чтения… Работа в группах над баснями. Зеркало и обезьяна Квартет Кукушка и петух Свинья по дубом Мышь и крыса Работа над пересказом рассказа Б. Житкова «Храбрый утёнок». Преимущества групповой работы. Существенное значение для формирования УУД, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы: - возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);- снижается школьная тревожность;- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;- возрастает сплоченность класса;- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; Преимущества групповой работы. - растет самокритичность ( ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделять больше внимания «слабым».