Презентация Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОС


Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОСУчитель начальных классов МКОУ «Попово-Лежачанская средняя образовательная школа»: Поцелуева Л.П. «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»Дэвид Бланкетт (Великобритания) Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями ведется по основным направлениям: диагностика; экспертиза; консультирование; просвещение; коррекционно-развивающая работа. Коррекционная работа в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и комплексной коррекции недостатков развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, Цель коррекционной-развивающей работы: создать условия выявления поддержания и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выявление одаренных детей и выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, создание системы работы с детьми.Отбор средств обучения, способствующих развитию и самостоятельности мышления, инициативности, научно-исследовательских навыков и творчества.Дать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.Организация разнообразной внеурочной деятельности.Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений мира, основанных на общечеловеческих ценностях.Социальная и педагогическая поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями.Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.Основные задачи:




Основные принципы коррекционно-развивающей работы: Принцип ценности и уникальности личности (предоставить условия, компенсирующие особенности ребёнка);Системность;Непрерывность; Вариативность;Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья;Принцип опережающего обучения;Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс;Возрастание роли внеурочной деятельности.
Механизм реализации работы:
Участники реализации коррекционно-образовательной работыДети;Родители;Педагоги, администрация;Классные руководители;Специалисты (мед. работники, воспитатель ГПД, муз. руководитель, специалисты доп. образования). Реализация коррекционно-образовательной работы С детьми с особыми потребностями в МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей.Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания.Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Программно-методическое обеспечение МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа»В начальной школе обучение ведется по системе учебников «Школа России». Предполагается использование средств обучения, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники, дидактические материалы, рабочие тетради, а также факультативные курсы по направлениям: проектно-исследовательское,научно-познавательное,духовно-нравственное, социальное и общекультурное.Коррекционно-развивающая работа на уроке и во внеурочное время организуется с помощью следующих тетрадей для учащихся:тетради для индивидуальной работы в 1 классе «И учеба, и игра: я учусь писать» Т. И. Тарабарина, «Я учусь считать» О. В. Узорова;тетради для дифференцированной работы 2–4кл. «Проверочные работы по математике» Т. Рудницкая , «Тесты по русскому языку»;Е. М. Тихомирова;тетрадь по окружающему миру «Проверь себя» для 2- 4 кл. А. А. Плешаков; Этапы реализации работы{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}МероприятияФормаСрокиОтветственные1Диагностика уровня школьной готовности будущих первоклассниковГрупповаяАпрель-майПедагоги2Групповые консультации для родителейРодительское собраниеВ течение года по плану администрацииПедагоги, зам. Директора по УВР3Индивидуальная диагностика школьной готовности ИндивидуальнаяМай-июньПедагоги, классные руководители4Формирование «портфолио» обучающихся на основе интеграции их учебных и внеучебных достиженийИндивидуальная В течение всего годаКлассные руководители, родителиI этап – поступление ребенка в школу. II этап – первичная адаптация детей к школе.{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}МероприятияФормаСрокиОтветственные1Проведение консультаций и просветительской работы с родителямиГрупповые и индивидуальные консультации, родительские собранияСентябрь - январьКлассные руководители, педагоги2Диагностика адаптации учащихся первых классов к началу школьного обученияИндивидуальнаяСентябрь - октябрьПедагоги, классные руководители, администрация3Проведение адаптационных мероприятий ( «Здравствуй, школа!», «Посвящение в первоклассники»)Групповая Сентябрь - октябрьПедагоги, зам. директора по УВР4Разработка целостной системы поиска, отбора, обучения, развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом сохранения здоровья и преемственности Анализ документации(направление на ПМПК) В течение годаПедагоги, администрация III этап – педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}МероприятияФормаСрокиОтветственные1Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действийГрупповая В течение годаПедагоги2Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей и обучающихсяИндивидуальная, групповая, родительское собраниеВ течение годаКлассные руководители, педагоги3Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностикиИндивидуальная, групповаяВ течение годаКлассные руководители, педагоги {16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}МероприятияФормаСрокиОтветственные4Подготовка, проведение предметных школьных и участие в районных олимпиадах обучающихся 3-4 классовИндивидуальная, групповаяНоябрь – декабрь Зам. директора по УВР5Активизация работы по участию детей в школьных и районных конкурсахИндивидуальная, групповаяВ течение годаПедагоги, классные руководители 6Организация сети занятий по интересам, кружковой работыИндивидуальная, групповаяВ течение годаКлассные руководители, специалисты доп. образования7Аналитическая работа, направленная на осмысление эффективности сопровождения в течение полугодия и года в целом Работа консилиумаПо полугодиямПедагоги, зам. директора по УВРIII этап (продолжение) Заключительный этап начального образования в школе (4 класс) требует проведения диагностики готовности обучающихся к началу обучения в среднем звене и организации групповых занятий по повышению учебной мотивации и психологической подготовки обучающихся к условиям средней школы («Дорога в пятый класс»). Работа с родителями:Одной из основных форм работы в системе педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей в семье.Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. При реализации программы комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в МКОУ «Попово-Лежачанская средняя образовательная школа» одним из значимых эффектов стало создание творческой среды в школе.Выставка «Юннатов»Фотоконкурсы Праздник «Осени» День здоровьяЗанятия в футбольной секции Занятия по интересам в ГПДУчастие в акции «Птичье кафе» Занятия в хореографическом кружке Новогодний маскарад Эстафета «Вперед мальчишки!» «Я и папа – лучшие друзья» Конкурсная программа «А ну-ка, девочки!»«Масленица» Участие в концерте к « 9 Мая» в Доме Культуры«Вахта памяти» «День семьи»Прием в пионеры«Последний звонок» Спасибо за внимание!