Презентация на тему: Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста (часть В)


Тема урока:Комплексный анализ текста (часть В) ЦЕЛЬ: подготовка учащихся к ЕГЭ, отработка тестовых заданий части В, отработка умения заполнять бланки ЕГЭ А28. Какое высказывание отражает смысл этого текста? 1) Мать является связующим звеном между поколениями, источником возобновляемых сил природы. 2) Всех знакомых, родственников и друзей можно расположить в порядке их значимости. 3) Проблемы материнства и детства остро стоят не только в нашей стране, но и в других государствах. 4) Сложно выразить словами всю глубину чувств, которые мы испытываем к родителям. А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным ? Правило-подсказкаТИПЫ РЕЧИповествованиеописание рассуждениеРассказ о чем-либо, сообщение о каком-либо событии в определенной хронологической последовательностиИзображение какого-либо явления действительности путем перечисления или раскрытия его основных признаковИзложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.1.Завязка2.Кульминация3.Развязка1.Общее представление о предмете2.Описание отдельных признаков предмета3.Вывод, авторская оценка1.Тезис2.Аргументы (доказательства)3.Вывод

1) В предложениях 1-10 представлено рассуждение. (1)Начнем с очевидного. (2)Слово «мама» - особое слово. (3)Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. (4)Попробуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. (5)Трудно. (6)По традиции, надо бы начать с родственников. (7)Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. (8)Допустим, поломав голову, вы все же справитесь с задачей и составите список. (9)Тогда другой вопрос: можно ли его считать окончательным, раз и навсегда «действительным»? (10)Наверное, нет. 2) В предложениях 17-20 содержится пояснение мысли, высказанной в предложении 16.(16)Мать – вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное. (17)Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей – профессиональных, дружеских, любовных и тому подобное. (18)И в то же время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.(19)Мать создает новые жизни и тем самым передает эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями. (20)Она, можно сказать, источник возобновляемых сил природы. 3) Предложение 7 противопоставлено предложению 6.(6)По традиции, надо бы начать с родственников. (7)Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. 4) В предложениях 27-30 содержится повествование. (27)Материнство – это жизнетворчество, это миссия, от рождения данная женщине. (28)Мать находит себя – должна находить! – в беззаветной посвященности детям. (29)А дети отвечают ей – должны отвечать! – любовью, вниманием, заботой. (30)Это идеал, истинная «норма», в которой воплощается замысел природы и общества, их гармония. А30. Укажите предложение, в котором использованы антонимы. 1) 4 2) 12 3) 13 4) 17 ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКА АНТОНИМЫ – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (большой – маленький, радость – грусть, высоко – низко).


В1. Из предложения 15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. (15)Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могузаставить «пересмотреть» роль и значение человека, который дал нам жизнь.ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАБессуффиксный способ:высокий – высь, гладкий – гладь, привозить – привоз

В2. Из предложений 19 – 23 выпишите краткое причастие.(19)Мать создает новые жизни и тем самым передает эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями. (20)Она, можно сказать, источник возобновляемых сил природы. (21)Случайно ли, что ребёнок, еще не умеющий говорить, раньше других слов произносит: «Мама»? (22)Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовано самими детьми ещё на стадии лепета удвоением слога «ма». (23)Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАПРИЧАСТИЕ1. Особая форма глагола2. Признак предмета по действию3. КАКОЙ? (что делающий?, что сделавший?)4. Причастие = который + глагол5. Краткая форма – каков?



Согласование УправлениеПримыканиеЗависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падежеЗависимое слово ставится в том падеже, которого требует главноеЗависимое слово связано с главным только по смыслуГлубокий прудДумающий человекЧитают книгуДомик в деревнеУеду надолгоГоворил улыбаясьУчится рисовать хСУЩ.+ПРИЛАГ. хСУЩ.+ПРИЧ. х МЕСТ.+ПРИЛАГ. хМЕСТ.+ПРИЧ. хГЛАГОЛ+СУЩ. хСУЩ.+СУЩ.Зависимое слово- неизменяемая часть речи:- наречие;-деепричастие;-инфинитив;-сравнит. степ. прилаг. В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании НЕ УМЕЮЩИЙ ГОВОРИТЬ (предложение 21).ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАВиды подчинительной связи

В4. Среди предложений 1-10 найдите простые односоставные определённо-личные. Напишите номера этих предложений. (1)Начнем с очевидного. (2)Слово «мама» - особое слово. (3)Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. (4)Попробуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. (5)Трудно. (6)По традиции, надо бы начать с родственников. (7)Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. (8)Допустим, поломав голову, вы все же справитесь с задачей и составите список. (9)Тогда другой вопрос: можно ли его считать окончательным, раз и навсегда «действительным»? (10)Наверное, нет.ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ1.Односоставные с главным членом сказуемым2. Сказуемое выражено глаголом в форме 1 и 2 л. ед. и мн. ч3.Мысленно можно подставить местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ


В5.Среди предложений 1-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.(1)Начнем с очевидного. (2)Слово «мама» - особое слово. (3)Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. (4)Попробуем выстроить в порядке, так сказать, значимости наших родственников, друзей, знакомых. (5)Трудно. (6)По традиции, надо бы начать с родственников. (7)Но степень близости, духовного родства может быть большей, например, с другом. (8)Допустим, поломав голову, вы все же справитесь с задачей и составите список. (9)Тогда другой вопрос: можно ли его считать окончательным, раз и навсегда «действительным»? (10)Наверное, нет. (11)Жизнь готовит нам много неожиданного. (12)Могут происходить такие сближения и отталкивания, которые не раз переиначат все наши построения. (13)Иногда достаточно появиться одному человеку, чтобы все остальные –пусть на время – отступили на задний план. (14)Всё может произойти.ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКА1. ОБОСОБЛЕННЫЙ – выделенный запятыми и интонационно 2.ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫРАЖАЮТСЯ1. Деепричастным оборотом2. Одиночным деепричастием, сохраняющим значение глагольности!!! Деепричастие – что делая?, что сделав?Деепричастный оборот = деепричастие + зависимые слова



В6. Среди предложений третьего абзаца найдите сложнопочиненное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением частей. Напишите номер этого предложения. (21)Случайно ли, что ребёнок, еще не умеющий говорить, раньше других слов произносит: «Мама»? (22)Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовано самими детьми ещё на стадии лепета удвоением слога «ма». (23)Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском. (24)Но если даже оно звучит и по-другому, всё равно в нём чаще всего есть опорный открытый звук «а». (25)Тот же звук доминирует в ласковых напевах колыбельной песни – «Баю-баюшки-баю». (26)Очевидно, мать инстинктивно чувствует, как лучше, естественнее обратиться ей к ребёнку, чтобы перелить в него свою любовь и нежность. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕНЕОДНОРОДНОЕ (ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ) ПОДЧИНЕНИЕКаждая последующая часть зависит от предыдущейДве придаточные части связаны с главной, как однородные члены предложения (отвечают на один вопрос)Две придаточные части относятся к разным словам главной части, отвечают на разные вопросы, занимают разные позиции1ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАСПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ23231321 В7. Среди предложений 21-26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и частицы. Напишите номер этого предложения.(21)Случайно ли, что ребёнок, еще не умеющий говорить, раньше других слов произносит: «Мама»? (22)Если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтем там, что слово «мама» образовано самими детьми ещё на стадии лепета удвоением слога «ма». (23)Это слово почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском. (24)Но если даже оно звучит и по-другому, всё равно в нём чаще всего есть опорный открытый звук «а». (25)Тот же звук доминирует в ласковых напевах колыбельной песни – «Баю-баюшки-баю». (26)Очевидно, мать инстинктивно чувствует, как лучше, естественнее обратиться ей к ребёнку, чтобы перелить в него свою любовь и нежность.ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАУКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ:ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО

В8. «И.Ф.Гончаров обращает внимание читателей на самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, - на мать. Чтобы заставить задуматься над тем, что значит мать, автор использует ______ (предложения 9-12, 21-24). Эмоциональный настрой текста создается в основном синтаксическими средствами, такими как ______(предложения 3, 16, 17, 26), _______(предложения 4, 7, 8, 10, 20) и _______ (предложения 28, 29)». Список терминов: 1) вопросно-ответная форма изложения 2) аллитерация 3) синтаксический параллелизм 4) вводные слова 5) риторические восклицания 6) ряды однородных членов 7) антитеза 8) сравнение 9) метафора ПРАВИЛО-ПОДСКАЗКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА1. Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков. 2. Антитеза – противопоставление.3. Вводные слова – грамматически не связанные с членами предложения слова или сочетания слов, которые выражают отношение говорящего к тому, о чем сообщается в предложении.4. Метафора – скрытое сравнение.5. Риторическое восклицание – восклицание, являющееся эмоциональным (душевным) зерном какого-либо развернутого высказывания.6. Ряды однородных членов – употребление в предложении нескольких видов однородных членов.7. Синтаксический параллелизм – построение соседних предложений или фраз по одной и той же синтаксической схеме.8. Сравнение – уподобление одних предметов другим с использованием сравнительного союза (как, словно, будто, точно, как будто). Домашнее задание: Сборник Сениной, В-7, стр.277-281 (А28-30, В1-8)