Презентация по обществознанию на тему Социальные институты
1) Что такое социальная дифференциация, социальная стратификация, социальное неравенство? Как эти связаны понятия? Укажите три вида социальной стратификации. 2) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 3) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? Чем статусная группа отличается от класса? 4) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? Какие социальные лифты, по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 5) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? В чем отличия маргиналов от люмпенов, от среднего класса? §2. Социальные институты Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребностиСоциальный институт – набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих Признаки социального института Социальные установки и образцы поведения (роли) Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института Материальные условия КодексыИдеология - система идей санкционирующих нормы Социальная организацияНаличие социально значимых функций. институты основные неосновные производство государство семья образование религия рынка, торговли, банковского дела, маркетинга президентства, монархии, парламента, судов, отцовства и материнства, наследования, имянаречения науки, музеев, спорта, театров, библиотек папства, целибата (безбрачия), крещения, исповеди, инквизиции, Институциализация – процесс становления института Этапы институциализациивозникновение насущной проблемыпостепенная выработка социальных нормсоздание особой системы знаков, символоввозникновение соответствующей системы символовсоздание материальной базывключение сложившегося социального института в существующую социальную систему Явные функции социальных институтов Регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;Создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;Обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;Социализация индивидов — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;Закрепления и воспроизводства общественных отношений; Неявные (латентные/скрытые) функции носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. институт Явные функции Неявные функции Производство Удовлетворение материальных благ удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа Возникновениекрупныхпромышленныхпредприятий Сделать процесс производстваболее эффективным,а товары более дешевыми Работа на таких Предприятиях учила Рабочих точности, дисциплине, координациисвоих действий с другими, СМИ Освещение сведений о событиях Внедрение в сознание людей определенных установок, моделейожидаемого поведения институт Явные функции Неявные функции Школа приобретение грамотности, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей приобретение определенного социального статуса, завязывание дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда церковь отправление ритуалов закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры Дисфункция социального института - нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).Дисфункции социального института выражаются:1) неясность целей; 2) неопределённость функций; 3) падение социального престижа;4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация). ДИСФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ сокращение числа браков 40% браков распадается 20% семей являются неполными (чаще без отца) число умерших на 10% превышает число родившихся Россия на 50-м месте в мире по средней продолжительности жизни (63 года - мужчины, 74 года - женщины) высокая детская смертность (1.8% младенцев умирают) Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной экономической жизни России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты. 3. Соотнесите названные ниже социальные институты и их функции. Укажите функции, которые выполняют несколько институтов Институты: образование, государство, производство, семья. Функции: социализация, производство материальных благ, обеспечение общественного порядка, приобщение к культуре общества. 4. Социологи утверждают, что социальные институты обладают моральным авторитетом. Раскройте это положение на примере такого социального института, как семья.6. Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние. В широком смысле В узком смысле Социальная инфраструктура - группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных: удовлетворять потребности людей;гарантировать необходимый уровень и качество жизни; обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики. Социальную инфраструктуру образуют жилищное и коммунальное хозяйство,здравоохранение, физкультура и спорт, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д. Что такое социальная инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?Оцените работу нашего государства по созданию социальной инфраструктуры.Что способствует этому процессу, а что мешает?Что подразумевает сегодня понятие вандализм? Имеет ли он место в нашей действительности?Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей. Функции и структурные элементы основных институтов общества Потреб-ность в Функции Основные роли Физические черты Символические черты Семья Воспроиз-водстве людей забота, выхажива-ниеи воспитание детей отец, мать, ребенок дом, обстановка кольца, обручениеконтракт Производство Добывание средств к существованию Добывание пищи, одежды, жилья работодатель, наемный работник, покупатель, продавец Предприя-тие, офис, магазин деньги, торговля, марка, реклама Потреб-ность в Функции Основные роли Физические черты Символические черты Государство Безопасно-сти и социальном порядке Поддержа-ние законов, правил и стандартов законода-тель, субъект права Обществен-ные здания и места флаг, кодекс, хартия Религия решении духовных проблем содействие соборным отношениям и установ-кам, углубление веры Священник, прихожанин собор, церковь крест, алтарь, Библия Потреб-ность в Функции Основные роли Физические черты Символические черты Образование Разработке и передаче новых знаний, воспитании подраста-ющего поколения Социали-зация людей, приобще-ние к базисным ценностям и практикам учитель, ученик школа, колледж, учебник диплом, степень