Презентация Развитие речи в классах компенсирующего обучения
Подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий ЭлПетухова Татьяна Анатольевна Компенсирующее обучение – это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостаткишкольного образования, семейного воспитания, устраняются нарушенияработоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно – психическое здоровье. Развитие речи в классекоррекционного обучения. Цель: развитие письменной и устной речи учащихся.Актуальность: развитие речи в начальной школе закладывает будущее личности человека;Задачи - формирование звукопроизношения;-расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;-формирование связной речи, обучение разным видам пересказа; Индивидуальня картамедико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося 1 раздел. Сведения социального характера (Ф.И.О., адрес, данные о семье).2 раздел. Медицинские данные (заключение врачей).3 раздел. Психолого-педагогическая информация (память, внимание, восприятие, мышление, моторика, речевая деятельность и тд.).4 раздел. Сформированность учебных навыков (по математике, русскому языку, литературе).5 раздел. Коррекционная работа по предметам (рекомендации родителям).6 раздел. Сведения о работе с родителями.7 раздел. Характеристика ученика. ДраматизацияБанк заданий:«Если бы я был актером»,«Если бы я был режиссером»,«Передай образ голосом»,«Изобрази»: веселых клоунов; новую куклу; печального слоненка, потерявшего маму; уставшего медведя, который несет Машу в корзинке. «Сказочный» текст 1. Сказка у которой три концовки.2.Переделаем сказку.3.Выворачивание сказки наизнанку.4. Сказочные ситуации.5. Сказочные истории. 1. Чтение вслух.2. Чтение про себя.3. Чтение жужжащее.4. Чтение хором.5. Чтение в темпе скороговорки.6. Чтение «цепочкой»7. Динамическое чтение. 8. Бинарное чтение. 9. «Очередь». 10. «Буксир»:11. «Ловушка». 12. «Прыжки». 13. «Голова и хвост». 14. «Первый и последний». 15. «Прятки». 16. Круговое чтение. 17. «Кто быстрее?»18. «Фотоглаз»:19. «Угадай»:20. «Найди меня».21. «Счет слов». 22. «Сканирование». 1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).3. Чтение скороговорок.4. «Окончания». 5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.8. Чтение одного предложения с разной интонацией.9. «Эхо». Учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.10. «Ускорение». 11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.12. Чтение под музыку. 13. Чтение пение. 14. Словарь настроений. 15. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).18. Чтение по ролям.19. Чтение по ролям без слов автора.20. Инсценирование, разучиваем сценки.21. Дикторское чтение. 22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно. 1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.2. Озаглавливание текста.3. Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли.5. Определение типа текста. Повествование, рассуждение, описание.6. Подбор иллюстрации к тексту.7. По иллюстрации определить содержание текста.8. Составление диафильма. 9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.11. Чтение для подготовки к пересказу.12. «Пропущенное слово». 13. Восстановление логической последовательности текста. 14. Восстановление текста. 15. Распространение предложений. 16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:17. Составление кроссвордов по тексту.18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.20. Подбор загадок к словам из текста.21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.22. Составление ребусов к словам из текста. 1) планирую, коррекционные занятия для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием (когда дети не различают звуки на слух и имеют нарушения звукопроизношения);2) работаю с детьми, у которых имеются языковой барьер и нарушения речи;3) провожу профилактические упражнения по предупреждению ошибок в чтении, письме у учащихся. 1) закрепление правильного произношения звуков в слоге, словах, предложениях (материал по автоматизации звуков подбираю с учетом отработки лексико-грамматического строя языка);2) развитие фонематического анализа и синтеза слов. Дети определяют количество звуков в слове, их последовательность, называют определенные звуки по вопросам: «Сколько звуков в слове?», «Какой звук первый?», «Какой второй?», «Предпоследний?», составляют слово с определенным количеством звуков по схемам из 2, 3, 4...звуков. Контрольные работы математике Контрольные работы русскому языку Скорость чтения Качество знаний. Средний бал. Предмет Уровень успеваемости Качество знаний Средний бал Начало Конец Начало Конец Начало Конец Русский язык 100% 100% 44,4 55,5 3,44 3,55 Литература 100% 100% 100 100 4,11 4,58 Математика 100% 100% 44,4 55,5 3,44 3,55 Окружающий мир 100% 100% 100 100 4,11 4,54 ИТОГО 100% 100% 72,22 77,77 3,77 4,94 Таблица сравнения между третьими классами 2А 2Б 2В (ККО) 2Г 2Д 2 место 3 место 1 место 1 место - 3А 3Б 3В (ККО) 3Г 3Д - 3 место 2 место, 3 место 1 место 2 место 2А 2Б 2В (ККО) 2Г 2Д 3 место - 2 место - 1 место 3А 3Б 3В (ККО) 3Г 3Д 2 место - 1 место - 3 место Участие в городском конкурсе творческих работ младших школьников с элементами исследования среди 2-х классов 2010-2011 уч. г. Участие в школьном конкурсе творческих работ младших школьников с элементами исследования среди 3-х классов 2011-2012 уч. г. Участие в школьной экологической олимпиаде 2011 г. Участие в школьной экологической олимпиаде 2012 г. Достижения учащихся за 3 года Учебный год Уровень Школьный Городской Республиканский Всероссийский Международный 2009-2010 Диплом - 8 Грамота 3 4 9 Свидетельство - - 1 Сертификат 17 16 Благодарность - 3 7 9 2010-2011 Диплом 1 9 2 10 18 Грамота 14 6 9 1 Свидетельство - - 21 7 Сертификат 41 41 - - Благодарность - 4 2 1 1 2011-2012(1 полугодие) Диплом 1 1 1 - 7 Грамота 9 2 - - 1 Свидетельство - - - - - Сертификат - 10 - 9 - Благодарность - 10 - - - Всего 86 114 13 50 53 В заключении хочется сказать, что одним из условий развития речевых способностей ребенка на уроке является создание атмосферы доверия и открытости в классе, обеспечение учителем чувства безопасности учащихся к их высказываниям, когда учитель принимает внутренний мир ребенка как ценность, видит личный опыт ребенка, честен и открыт в общении с ним. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:1. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника - Начальная школа, N4- 2008.2. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников - Начальная школа, 2009.3. Вайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников - Начальная школа, N6-2010.4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников - М.: Издательство «Астрель», 2003.5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей – М., 1995.6. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников - Начальная школа, № 2-2011.7. Обобщение собственного опыта. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!