Творческий отчёт по теме самообразования«Работа со словарными словами, как средство формирования УУД в начальных классах»
Творческий отчёт по теме самообразования«Работа со словарными словами, как средство формирования УУД в начальных классах»учителя начальных классов МБОУ СОШ № 38Кречетовой Юлии Станиславовны2016г способствовать формированию УУД через работу со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах в рамках реализации ФГОС использование работы со словарными словами на уроках русского языка с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью: Обогащения, активизации, уточнения словаря, Устранение нелитературных слов и повышения мотивации учащихся;повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий в работе со словарными словами;разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. РАЗДЕЛЫ I. Перечень вопросов по самобразованию. II. Предполагаемый результат. I. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
изучение литературы;разработка программно – методического обеспечения учебного процесса;проектно-исследовательская деятельность;анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;планомерное и систематическое совершенствование методов работы со словарными словами II. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. разработка СИСТЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ в соответствии с ФГОСформирование у ученика положительного отношения к учёбе, понимание необходимости учения,, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;обогащению словарного запаса учащихся начальной школыучастие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;умение оказать практическую помощь коллегам. Форма отчета по проделанной работе: Открытые уроки, выступление на заседаниях ШМО. Форма самообразования:(индивидуальная, парная) III. ЭТАП: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Курсы повышения квалификации учителей.Изучение ФГОС начального общего образования.«Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ Участие в семинарах для учителей начальных классов. Разработка комплекса заданий по теме «Работа со словарными словами как средство формирования УУД в начальных классах» Изучение теоретического материала по теме «СИСТЕМА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ в рамках ФГОС» Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. ПРАКТИЧЕСКИЙ. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Выступления на заседаниях ШМО «Работа со словарными словами как средство формирования УУД в начальных классах» (из опыта работы). Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).Участие в олимпиадах, конкурсах.Выставка творческих работ учащихся.Проект «Люби и знай свой родной язык»открытые воспитательные мероприятия Внедрение опыта работы.Формирование методического комплекса.Корректировка работы. ОБОБЩАЮЩИЙ.
Подведение итогов.Оформление результатов работы. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадахВедение персонального сайта https://infourok.ru/user/krechetova-yuliya- stanislavovna Открытые уроки на школьном уровне.Консультативная помощь учителям и учащимся.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.Оформление результатов работы. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ.
Распространение опыта работы Публикации на сайтах http://pedsovet.su/ http://www.uchportal.ru/ http://nsportal.ru/ https://infourok.ruhttp://www.proshkolu.ru/http://kopilkaurokov.ru/http://prezentacii.com/Оформление папки-отчёта по теме самообразования «Работа со словарными словами, как средство формирования УУД в начальных классах». V. РЕЗУЛЬТАТЫ. Систематическая работа со словарными словами помогает учащимся узнать много новых слов и их значений, сфер их употребления, многозначности переносных значений и использование новых усвоенных слов в речи. Чем богаче активный словарь школьника, тем содержательнее и красивее его речь. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Непонимание смысла одного слова часто ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала, а без усвоения слов с непроверяемым написанием нельзя в полной мере овладеть грамотным письмом. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Для чего? Организация Работы со словарными словами должна занимать ведущее место на уроке и тогда она поможет сформировать необходимые УУД. Это серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методикой и желания. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Предметные результаты:- видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами;- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, использовать их в речи; УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД:- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Познавательные УУД:-пользоваться словарями и справочниками;- строить рассуждения;- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;- обобщать и классифицировать по признакам; УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Регулятивные УУД:- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Личностные УУД:- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;- умение высказывать своё отношение к изученному, выражать свои эмоции;- формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. -Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность: -развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, -способствует более осмысленному изучению материала, -приобретению навыков самоорганизации, -помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, который надо стимулировать, поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь. При организации словарной работы с учащимися в начальных классах, учителю необходимо соблюдать требования: Словарная работа должна быть строго продуманной и системной. Основной целью словарной работы должно быть обогащение словарного запаса учащихся.Работа над орфографической грамотностью должна идти в контексте обогащения их словаря.Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, должно быть использование этимологии.Знакомство со словом как лексической единицей, с элементами лексической системы должно начинаться в первом классе и происходить в процессе различных наблюдений над языком.Лексико-орфографические упражнения должны иметь место на каждом уроке русского языка, четко вплетаясь в канву урока и участвуя в решении его задач.Наряду с толкованием затруднительных для понимания слов и отработкой правописания, нужно проводить работу по включению подобных слов в активный словарь школьников, приучая детей к осмысленному употреблению названных слов в речи. Задачи: формировать систему научных взглядов учащихся; развивать интерес к исследованию в работе со словарными словами;знакомить с современными методами работы;создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, конкурсах, олимпиадах;научить детей работать со словарями разных видов. Условия эффективности словарной работы на уроках русского языка : осуществления комплексной работы над словом;проведения систематического лексического анализа языковой единицы;формирования орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа; использования лексико-орфографических упражнений на каждом уроке русского языка; проведения работы над орфографической грамотностью в контексте обогащения словаря младших школьников. Плюсом систематической работы со словарными словами является формирование необходимых в обучении УУД : личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи регулятивные УУД – умение различать способ и результат действия познавательные УУД – умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы коммуникативные УУД – возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СИСТЕМА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Цель: обогащение словарного запасамладших школьников. Э Т А П Ы первичное восприятие группы слов закрепление правописания группы слов НАПРАВЛЕНИЯ Лексическая работа Лексико-орфографические упражнения
толкование; - диктанты; этимология; - работа над словом; синонимия; - работа над словосочетанием, предложением;антонимия; - создание текстов фразеология
Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы. Помогает формированию необходимых для обучения УУД.