ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ УСТНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ) У УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ №168 КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.О.САМАРАМАКАТОВОЙ САРЫ КОЙШИБАЕВНЫ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ УСТНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ) У УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «…Задача воспитания речи учащихся состоит в том, чтобы направить своеобразную мыслительную работу подростка в правильное русло, развить из незрелой, несовершенной речи правильно построенную внешнюю речь, подчинить речь и мышление учащихся формально-логическим законам…» Сухомлинский В.А. ПРОБЛЕМА На уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной. Учащиеся не получают той суммы жизненно необходимых навыков устной речи, которые она должна им дать, потому что сравнительно мало говорят на уроках. ИДЕЯВсе учащиеся второй ступени должны овладеть в полной мере навыками устной речи. ЦЕЛЬ:Создание условий для формирования коммуникативной компетентности, навыка построения устного монологического высказывания у учащихся школы №168. ЗАДАЧИ:познакомиться с теоретическим материалом, освещающим данную проблему;изучить состояние устной речи учащихся 5-х классов;познакомить учеников со структурой устного монологического ответа;составить совместно с детьми алгоритм построения устного ответа;разработать с учениками 5-х классов критерии оценки устного высказывания;разработать систему тренировочных заданий и упражнений для формирования навыка построения устного монологического высказывания и внедрить её в практику. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ - 35 % учащихся владеют навыками построения устного ответа в полной мере- 45 % учащихся испытывают трудности разного характера при построении устного монологического ответ: нет вступления или заключения и др.- 20 % учеников не владеют навыками построения устного ответа. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 3 УЧЕБНЫХ ГОДА, С 2009 ПО 2012 ГГ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Использование системы заданий и упражнений по развитию устной монологической речи дало возможность повысить уровень развития коммуникативных умений, таких как:владение монологической речью;ведение диалога с целью взаимодействия с окружающими;отстаивание своей точки зрения;объективная оценка результата своей и чужой работы;построение высказывания на заданную тему. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Мониторинг коммуникативной компетенции:- сформированность умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением; - сформированность умения строить монологическое высказывание из:* 6–10 предложений в 5 классе;* 8-12 предложений в 6 классе;* 10-14 предложений в 7 классе; - умение использовать в речи научные термины; - сформированность умения составлять небольшое сообщение на заданную тему; - сформированность умения аргументировать выводы и отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ОКТЯБРЬ 2009 – ДЕКАБРЬ 2009 Г) Изучение теоретического материала по проблеме. Изучено состояние развития устной речи учащихся. Состоялось знакомство учеников 5-х классов со структурой текста-высказывания.Разработаны критерии устного монологического ответа, критерии самоанализа ответа.Разработана система тренировочных упражнений для формирования навыка построения устного высказывания.Совместно с учащимися разработаны правила ведения диалога. ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ (ЯНВАРЬ 2010 -ФЕВРАЛЬ 2012 Г) Работа над построением единой системы реализации проекта.Составлен пакет документов для работы. Работа с таблицами, заведёнными для наблюдений за развитием устной речи каждого ученика. Система заданий и упражнений отрабатывается на уроках русского языка и литературы.Применение ИКТ: видеопрактикум, видеосеминар, дискуссия с использованием видеоматериалов, видеозачет.Разработана памятка для подготовки публичного выступления.Разработаны рекомендации выступающему. ЭТАП АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ЗАТРУДНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА недостаточность сформированности учебных умений и навыков, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентации, умение найти нужную информацию и т.д.). Данная проблема решалась в совместной деятельности с ребенком, привлечении учителя информатики; трудности публичного выступления и представления работы. Для преодоления трудностей публичного выступления использовались репетиции выступления, представление работы в узком кругу слушателей (родители, группа одноклассников); представление работы в рамках Интернет-конференции. ЛИТЕРАТУРА Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.Кохтев Н.Н. Мастерство устного публичного выступления: Учеб. - метод. пособие к спецкурсу "Основы ораторского искусства". - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми... Этикет делового человека.— М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.