Презентация по литературе в 5 классе по творчеству И.А. Крылова БАСНИ- КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА


Урок литературы в 5 классе по творчеству И.А. Крылова Тема:БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» Н.В. ГогольПодготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска Республики Саха (Якутия):Воложина Ирина Васильевна «А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь». «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти желуди на мне растут». Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок, И в сердце льстец, всегда отыщет уголок… Знакомы ли вам эти картинки? Из каких произведений эти отрывки? Кто их написал?Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что мы будем сегодня изучать? БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» Эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредотачивающее мысль на его идее. Из словаря Сергея Ивановича Ожегова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»И. А. Крылов Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописецРОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРА БАСНИ

Таким увидел Эзопа испанский художник Диега ВеласкесОсновоположник басни – Эзопжил в 6 веке до н.э.До нас дошло около 300 басенных сюжетов.Соперничал славой со знаменитыми мудрецами Греции Жан де Лафонтен(1621 – 1695) - великий французский поэт. Возвеличил древний жанр басни: Эллада – мать искусств,за это ей хвала.Из греческих земель и басняк нам пришла.От басни многие кормились,но едва лиОни до колоска всю ниву обобрали.Доныне вымысел – свободная страна.Не вся захвачена поэтамиона. М. В. ЛомоносовИ. И. ХемницерВ. И. МайковА. П. СумароковИ. А. КрыловБасни в русской литературе писали:




Русская басняЖанр басни полюбили русские поэты.Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий.В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева.Василий КирилловичТредиаковскийАлександр Петрович СумароковИван Иванович Дмитриев Что вы знаете о биографии Ивана Андреевича Крылова?Какие из басен Крылова вам известны?Какова основная цель басни?
■ Краткий рассказ, часто стихотворный■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)■ Аллегория (иносказание)■ Сатирическое изображение (остро и беспощадно обличает отрицательные черты человека)■ Герои – чаще животные■ Диалог■ Использование просторечной лексики■ Лаконизм■ Афористичность языка■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь■ ОлицетворенияБасня как жанр





«Свинья под Дубом»С какой интонацией надо читать слова Свиньи?Каким словом характеризует Дуб Свинью?Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.Что означает выражение: «поступить по-свински», «подложить свинью»?Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?


«Ворона и Лисица»Найдите в басне мораль.Что такое ЛЕСТЬ?Почему она гнусна, то есть внушает отвращение? А почему она вредна?Почему «..в сердце льстец всегда отыщет уголок?»Почему Лисица получила сыр?Есть ли в басне положительные герои?


РефлЕксияЧему учат нас басни Крылова?Какая басня вам больше всего понравилась? Почему? Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. Чему учат басни Крылова?
Домашнее заданиеВыучить наизусть басню «Свинья под Дубом» с. 63-64 учебника;Нарисовать иллюстрацию к басне.ИЛИПодготовить инсценировку одной из басен учебника с костюмами и музыкой Если останется время Интересные фактыиз жизни Ивана Андреевича Крылова Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником комендант Яицкой крепости. Когда осадили крепость Крыловы едва не погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.— Это относится ко мне? — оживился сосед.— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.Безобразие На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:— Туча идет.Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.- И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.Лягушки заквакали