Пути получения профессионального самоопределения. Выбор профессии
9 КЛАСС ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТема: ВЫБОР ПРОФЕССИИ АШИРОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНАУЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ МКОУ «СОШ № 7» с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края ЦЕЛИ: 1. Познакомить с классификацией профессий. Дать понятие профессиональной пригодности.2. Воспитывать уважительное отношение к любой профессии.3. Развивать умения учащихся к выбору профессии соответственно личным возможностям. НЕВАЖНО КТО ТЫ, ВАЖНО КАКОЙ ТЫ. ДРЕВНЯЯ ПОСЛОВИЦА ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ЗДОРОВЬЮ, ДОСТОИНСТВУ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ)ТЕХНОКРАТИЗМ – СПОСОБНОСТЬ СВОБОДНО ВЫБИРАТЬ И ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР, ЗАТРАГИВАЮЩИЙ СУДЬБЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙНРАВСВЕННЫЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ – УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИМ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – УМЕНИЕ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ ЗА ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВАПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – СПОСОБНОСТЬ ЗНАТЬ СВОИ И СОБЛЮДАТЬ ЧУЖИЕ ПРАВА ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУРСЫПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛИЦЕИКОЛЛЕДЖИВУЗЫ – ИНСТИТУТЫ, УНИВЕРСИТЕТЫ, АКАДЕМИИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДАПО ЦЕЛИ ТРУДАПО ОРУДИЯМ ТРУДАПО УСЛОВИЯМ ТРУДА КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ТРУДА ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖ.ОБРАЗ ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯСИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА ПРОФЕССИИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ЦЕЛИ ТРУДА ПРОФЕССИЯ ГНОСТИЧЕСКАЯ – распознавание, контроль, классифицирование, сортировка и проверка по заранее известным признакам, исследование ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ – воздействие на предмет труда с целью изме-нения или сохранения его свойств, состояний ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ – изобретение,придумывание новых вариантоврешений КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ОРУДИЯМ ТРУДА ФУНКЦИОНАЛЬ-НЫЕ СРЕДСТВАОРГАНИЗМАЧЕЛОВЕКА АВТОМАТИ-ЧЕСКОЕОБОРУДОВА-НИЕ АВТОМАТИ-ЗИРОВАННОЕОБОРУДОВА-НИЕ МАШИНЫ С НОЖНЫМУПРАВЛЕ-НИЕМ МАШИНЫ С РУЧНЫМУПРАВЛЕ-НИЕМ МЕХАН-ИЗИРОВ.РУЧНЫЕ ОРУДИЯТРУДА РУЧНЫЕ ОРУДИЯТРУДА ПРОФЕССИИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ПРОФЕССИИ ОБЫЧНЫЕБЫТОВЫЕУСЛОВИЯ НА ОТКРЫТОМВОЗДУХЕВ РЕЖИМЕ ПЕРЕПАДА ТЕМПЕРАТУР И ВЛАЖНОСТИ С НЕОБЫЧНЫМИ УСЛОВИЯМИ (ПОД ВОДОЙ, НА ВЫСОТЕ, ПОД ЗЕМЛЁЙ) С ПОВЫШЕННОЙМОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ(ЗА ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ,ЗА ЦЕННОСТИ) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ СТЕПЕНИ ПРОФПРИГОДНОСТИ:НЕПРИГОДНОСТЬПРИГОДНОСТЬСООТВЕТСТВИЕПРИЗВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФПРИГОДНОСТИ ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА (ПАТРИОТИЗМ, КОЛЛЕКТИВИЗМ, ПОТРЕБНОСТЬ ТРУДИТЬСЯ НА ОБЩУЮ ПОЛЬЗУ);ТРУДОЛЮБИЕ, ДОБРОСОВЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ, ШИРОТА УМА, ЕГО ГЛУБИНА И ГИБКОСТЬ;САМОДИСЦИПЛИНА, РАЗВИТЫЙ САМОКОНТРОЛЬ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ;СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (ХОРОШО РАЗВИТЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ ИЛИ СПОСОБНОСТИ К РИСОВАНИЮ И Т.Д.). МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ АНКЕТА ИНСТРУКЦИЯ Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения.В «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если он не имеет значения. ЛИСТ ОТВЕТОВ А Б В № ОТВЕТЫ № ОТВЕТЫ № ОТВЕТЫ 3 5 1 4 8 2 7 11 6 17 14 9 18 15 10 19 16 12 21 20 13 24 23 22 ВОПРОСЫ Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.Влияние семейных традиций.Желание приобрести материальную независимость от родителей.Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.Желание руководить другими людьми.Привлекает индивидуальная работа.Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное. продолжение 10. Уверенность, что избранная профессия соответствует вашим способностям.11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.13. Возможность проявить самостоятельность в работе.14. Привлекает предпринимательская деятельность.15. Необходимость материально помогать семье.16. Желание приобрести экономические знания.17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.19. Желание работать в престижном месте.20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.21. Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).22.Желание приносить пользу людям.23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды). Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А,Б,В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:В столбце А – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;В столбце Б – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;В столбце В – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ: Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь профессионального успеха?Какой, на Ваш взгляд, окажется десятка самых нужных обществу профессий через 10 – 15 лет?Ради чего тратят Ваши родные и знакомые свои время и силы, выполняя профессиональную деятельность?Назовите несколько профессий, которые считаются сейчас престижными и популярными. В каких учебных заведениях можно получить образование, соответствующее данным профессиям?По каким качествам можно судить о профессиональной пригодности человека?Какие виды профессиональной пригодности Вы знаете? Назовите профессии, требующие абсолютной пригодности.