ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДАЛЬНОСТЕЙ АНАЛИЗАТОРОВ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДАЛЬНОСТЕЙ АНАЛИЗАТОРОВ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИАвтор: учитель биологии МОУ «СОШ №4» Алистратова Е.В. Школьное обучение для ребёнка- это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того как именно человек воспринимает информацию, зависит усвоение многих важных навыков. В зависимости от усвоения восприятия выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков, дискретов (дигиталов) ВИЗУАЛЫ –люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения Те, кто получает информацию, в основном через слуховой канал Обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. Аудиалы Люди, воспринимающие большую часть информации через ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.«Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. Ответы на вопросы просты и прямолинейны. Решения принимают, опираясь на свои чувства Кинестетики Дискреты (дигиталы) Восприятие информации проис-ходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических выводов.« Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он полезный»Самая немногочисленная модальность. Младшим школьникам она вовсе несвойственна. Возрастные предпочтения каналов восприятия До 6-7 лет – кинестетика7-12 лет – аудиальныйС 12 лет – визуальныйК 25 годам –дискретныйС 65 лет – кинестетикаС 8-12 лет можно обнаружить индивидуальные предпочтения Невербальные признаки модальностей Визуал Кинестетик Аудиал Дискрет Поза Прямаяподтянутая Сутулая, расслабленная Голова набок Напряжённая прямая Взгляд Выше уровня глаз Под окружающими Опущен вниз Сквозь толпу Голос Высокий, чистый, быстрый Низкий медленный, мягкий Мелодичный, красивый, ритмичный Монотонный гнусоватый Дыхание Высокое грудное Низкое брюшное Полное Ограниченное Мимика, жесты Активные Говорит телом Повторяющиеся жесты Лицо-маска Вербальные признаки В учебной работе От визуала можно требовать быстрого решения задач;От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя. Визуальный (методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия) Аудиальный (методы словесной передачи информации и слухового восприятия) Кинестетический (методы передачи с помощью практической деятельности) Наблюдение, работа с книгой Чтение вслух Самостоятельная работа с книгой Конспектирование Диалог Реферирование (краткое переформулирование) Составление планов или опорных конспектов Дискуссия Решение экспериментальных задач Работа с иллюстрациями, видео, таблицами, схемами, картами, Доклад, сообщение Творческие задания Анализ схем, таблиц Лекция Анализ таблиц, схем Инсценировки, образные представления Логические задания Ролевые игры, основанные на эмоциях Работа в группе Работа в одиночку, в паре Работа в группе При выполнении работы на уроке или дома Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием. Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении. Визуал Кинестетик Аудиал Хорошо помнит то, что видел В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцем по строчке. Легко повторяет услышанное.Чувствителенк интонациям. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), - при этом – хороший рассказчик Хорошо помнит общее впечатление о событии. При общении стоит близко, касается человека. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. Организован, наблюдателен, как правило, - спокойный Обилие движений, много жестикулирует. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Имеет живую, образную фантазию.При разговоре подбородок держит вверх. Голос может быть высоким. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз. Голос может быть довольно низким. Говорит ритмически. Легко отвлекается на шум. Легко осваивает языки. В группе часто бывает самым разговорчивым. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Характеристика учащихся Визуальный Аудиальный Кинестетический Составить таблицу, схему. Читать материал вслух Сформулировать вопросы к тексту Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного Подготовить сообщение Составить тестовое задание Сделать краткие записи Пересказать Поработать сценаристами Общаться на одном языке с Визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, схемы, таблицы, наглядные пособия и др. с Аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) с Кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Позволять проигрывать в ролях части информации. Замечания, производящие нужный эффект Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;Аудиалу – сказать что-то;Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по плечу Этапы урока Кинестетики Аудиалы Визуалы Начало урока Удивляй!Угадай!Предположи!ТеатрализацияИгра в случайность Щадящий опросИдеальный опросВзаимо- опрос(фронтально со всем классом)Обсуждение выполнения д/з Демонстрация слайдовСоздание схемИнтеллектуальная разминкаФормулировка вопросов по темеВыдвижение гипотез Этапы урока Кинестетики Аудиалы Визуалы Объяснение нового материала Привлекательная цель, эмоциональное вовлечениеПрактичность теорииПроведение опытовДвигательные задания Пресс-конференцияВопрос к каждому абзацу текстаДоклад Проблемный диалогСтруктурирование материалаПоиск аналогий Кинестетики Аудиалы Визуалы Закрепление, отработка Лови ошибку!СоревнованиеРефлексивно-ролевые игрыРабота по образцуТворческие задания Использование текстовых клишеКомментированное выполнение заданийМаршрутный листУстный программированный ответНаписание сочинения Деловая игра Творческие задания Кинестетики Аудиалы Визуалы Контроль Сигнальные карточкиПрописывание у доскиПисьменный опросТихий опросВыборочный контроль Опрос по цепочкеМагнитофонная запись ответаПрограммируемый опросТренировочная контрольная Видеозапись ответа по проблемеИдеальный опросВыборочный контрольБлиц-контрольнаяБазовый лист контроля Кинестетики Аудиалы Визуалы Домашнее задание Три уровня домашнего заданияТворчество работает на будущееРабота по заданному алгоритму Работа по заданному алгоритмуТри уровня домашнего заданияТворчество работает на будущее Задание массивомОсобое заданиеИдеальное заданиеМногоуровневое задание Выводы: Учителю стоит овладеть приёмами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит педагогу избежать многих трудностей при обучении и воспитании, поможет заложить более прочную базу знаний учащихся.