Презентация Нарушение эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
" Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕСРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные
Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрастеНарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
Основные внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферыБыстрое психическое утомление. Ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.Агрессивность. Может проявляться в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. А также агрессия может быть направлена на самого себя, ребенок может причинять боль себе. Он становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Отсутствие эмпатии. (Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать). При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых - в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
Низкая мотивация к успеху. Ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых
Чрезмерная импульсивность ребёнка. Выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные состояния: радость, забота, жалость, зависть, равнодушие и т.д. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребёнку, видит ли родитель эмоциональные состояния своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить справиться либо оберегает от любых печалей – всё это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребёнка. Мать, не способная вынести малейшее страдание ребёнка, каждый раз заслоняющая от него своё чадо, лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, отгоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.
Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка: 1. Признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребёнок имеет право на их проявление (вербальное, телесное); однако нужно вводить определённые правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестрёнку, но ударить её я тебе не разрешаю» 2.Обсуждать случаи, которые произошли с кем – то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы – познавательная ( например: « Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчён? Что он сделал потом?»)
3. Обсуждая с ребёнком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребёнку самому справиться с ним ( « Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку» ) 4. Предлагать ребёнку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, - вербальные, физические, зрительные, творческие и др. ( «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто всё, что требуется ребёнку – это понять охватившее его чувство. Предлагать ребёнку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка 1) Перенесённые стрессы. 2) Отставание в интеллектуальном развитии. 3) Недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми. 4) Социально-бытовые причины. 5) Фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста. 6) Ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Диагностика нарушений Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.методы диагностики:Тест по средствам рисунка.Цветовой тест Люшера.Шкала тревожности Бэка.Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН).Тест школьной тревожности Филипса и многие другие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна. Для благополучного разрешения данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Обращение к психологу Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями. В психологии описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение. Такие методы успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители.
Практические методы коррекции Это методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.
Таким образом родители в процессе воспитания должны уделять достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера. В будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка. Не смотря на различные методики и техники психологической коррекции, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.