Проектная работа Особенности патриотического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида «Я живу в России»
Проектная работаОсобенности патриотического воспитанияучащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида«Я живу в России» Выполнил:Воспитатель МКС (К) ОУ Большекрутовской школы-интерната VIII видаРайон КовернинскийФ.И.О. Шеронова Любовь ПавловнаОбразование: высшееПедагогический стаж: 14 летСтаж работы воспитателем коррекционной школы: 2 года Правильно понятый, разумный патриотизм должен лечь в основу нашей общественной жизни. (Андрей Гапонов-Грехов) Воспитание гражданственности и патриотизма:это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Актуальность программы определена следующими факторами: • социальный заказ общества, т.е. необходимо воспитать граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности; • нарастание негативных явлений: бездуховности, вандализма, социальной незащищенности граждан, пропаганды насилия в средствах массовой информации; • общая направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности. Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству. Воспитательные задачи:знакомить с истоками национальной культуры;воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения;развивать общественную активность обучающихсяКоррекционно-развивающие задачи:коррекция и развитие мыслительной деятельности;коррекция нарушений психофизических функций посредством творческих занятий. Психолого-педагогические особенности обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Ребёнок с проблемами в развитии имеет определённые особенности. К этим особенностям относятся : - отклонения в умственной деятельности; - недостатки или своеобразие двигательной, эмоционально-волевой сферы; - недоразвитие всей познавательной деятельности и мышления; - им свойственны безынициативность, низкая мотивация; - воображение только воссоздающее; - примитивность эмоций; - отсутствие своей гражданской позиции в отношении с окружающим миром; - наличие неадекватных ситуаций. Ребенку нужна опора на положительный пример, который будет способствовать формированию гуманности, ответственности. С опозданием формируются высшие духовные чувства: чувство долга, ответственность, совесть. Проблемами гражданско-патриотического воспитания занимались многие учёные.Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у детей была идея народности. (К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский)Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения к истории, культуре, социальной жизни родного края, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка . (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова др.)Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И. Радина Ожидаемые результаты Дети знают:что такое патриотизм;историю своей «большой» и «малой» Родины;государственную символику;ценности отечественной культуры.Дети умеют:планировать своё место в общественной жизни;принимать и защищать свои решения;активно участвовать в конкурсах по гражданско-патриотической тематике. Основные направления программы Знакомство с историей родного края Знакомство с военной историей края * изучение символики России;* оформление уголка символики; * походы и заочные путешествия; *сбор исторических материалов;* путешествие по историческим местам;*проведение мероприятий и акций, посвящённых памятным и знаменательным датам;* встреча с участниками военных действий Виртуальное путешествие по историческим местам . Сбор исторических данных по Ковернинскому районуПоиск обучающимися статей позволяет проявить самостоятельность и ответственность. Дети погружаются в мир истории через характеристики образа жизни людей, рассказ об исторических событиях и их участниках. Проведение мероприятий и акций, посвящённых знаменательным датам.Воспитание гордости за русских солдат, отстоявших годы войны .Этот День Победы «Россия-родина моя». Мероприятие посвященное Дню защитника Отечества Выступление участников боевых действий в Афганистане.Образ конкретных людей, их поступки всегда более убедительны, нежели рассказ воспитателя, чтение книг. Изучение государственной символики с целью воспитания уважения к стране. ПОХОДЫСовместная деятельность педагога и детей по ознакомлению с предметами, объектами в естественных условиях. Ребёнок видит и учится оценивает санитарное состояние любимых уголков. Благоустройство территории около школы и интерната Мониторинг уровня проявления патриотических качеств воспитанника (по Л.А. Кодрыкинской) Мониторинг уровня развития знаний обучающихся по разделу «Я и моя Отчизна» Основные критерии оценивания Типовые диагностические задачи Знание названия нашей страны.Знание государственной символикиЗнание символического значения цветов герба и флага.Значение правил поведения во время звучания государственного гимна.Знание столицы России.Знание имён знаменитых соотечественников. На основеисследования уровня патриотической воспитанности.(Н.В.Микляева,Н.А.Виноградова) Мониторинг уровня развития знаний обучающихся по разделу «Я и моя Отчизна» Выводы Изучение особенностей гражданско-патриотического воспитания обучающихся VIII вида по разделу «Я и моя Отчизна» позволило:расширить объем знаний об истории своей «большой» и «малой» Родины; знать название страны, посёлка, свой адрес; узнавать флаг, герб, гимн России; повысить мотивацию к изучению предмета – истории; развивать умение работать в коллективе; приобщить воспитанников школы-интерната к уходу за могилами воинов; снизить уровень правонарушений и вредных привычек воспитанников средствами гражданского воспитания. Направление дальнейшей деятельности Приобщение детей к здоровому образу жизни Вредные привычки Здоровье и спорт Питание и здоровье Гигиена и здоровье Список литературы *Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996 *Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. *Борщанская //Дефектология. – 2001. - №4. – С. 37. * Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5. – С. 27* Дольнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дольнев, - М.: Просвещение, 1981. – с 167с.* Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с. *Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 63с. *Книга памяти. Афганистан 1979-1989 [Текст] / ред-сост. Т.И. Махалова. – Кемерово: «Издательство «Летопись», 2005.- 484с. *Патриотическое воспитание [Текст]: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. сост. И.А. Пашкевич. – М.: Учитель, 2008. – 168с. *Пашкович, А.П. Как воспитать париота [Текст] / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.-92с. * Попкова, Т.Г. Памяти павших во имя живых [Текст] /сост. Т.Г. Попкова - Белово «Канцлер», 2003. *Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. * Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.* Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. *Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. *Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.* Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17*Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.*Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219 Благодарю за внимание!