Презентация Структурно-семантическая характеристика словообразовательного гнезда в прилагательных со значением цвета
Структурно-семантическая характеристика словообразовательного гнезда в прилагательных со значением цвета. Автор: Река Татьяна Викторовна,9 класс, МОУ СОШ№39, Славянский район,х. ГалицынНаучный руководитель: Петрова Ирина Анатольевна,учитель Русского языка и литературы МОУ СОШ№39 Что такое словообразовательное гнездо? Словообразование – один из важнейших разделов курса русского языка и определяется, как непрерывно идущий процесс образования новых слов или форм слов с новым значением или с новыми стилистическими характеристиками.Словообразование в качестве особого раздела науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также их словопроизводство. Поэтому конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения их морфемного состава , структуры и способов словопроизводства. Для написания своей работы я использовала « Школьный словообразовательный словарь русского языка» под редакцией А.Н.Тихонова. Слова размещены в словаре по гнездам. Гнездо- это совокупность однокоренных слов. Так в одно гнездо входят слова масло, маслице, масленка, масляный, маслянистый, маслянистость, маслить, замаслить, намаслить и другие.Общность однокоренных слов проявляется не только в плане выражения (в наличии у них одного итого же корня), но и в плане содержания( корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения, т.е. слова, объединяющиеся в словообразовательное гнездо, имеют смысловую и материальную общность).Однако наличие общего элемента значения (смысловой общности) само по себе не обеспечивает тому или иному образованию доступ в гнездо. Так, не входят в одно гнездо слова уложить и укладывать, я и мы, несмотря на то, что здесь смысловая общность. Словообразовательное гнездо нередко определяют как простую совокупность однокоренных слов. Такое определение не отражает одно существенное свойство словообразовательного гнезда – упорядоченный характер этой совокупности слов. Дело в том, что любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент (слово) занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное в норме место.В основе строения гнезд лежит принцип иерархии, принцип последовательного подчинения одних единиц другим. Это нашло яркое отражение в ступенчатом характере русского словообразования. Семантическое отношение слов в словообразовательном гнезде.Словообразовательное гнездо составляют слова, имеющие общий смысловой элемент(лексико-семантический вариант),материальным выразителем которого является корень. Границы гнезда подвижны. Гнезда могут пополняться новыми словами, причем за сравнительно короткий промежуток времени. В него могут войти десятки и даже сотни новообразований(например, гнездо электричество).И, наоборот, многие слова в гнезде часто перемещаются из центра на периферию или совсем выходят из него. Под влиянием различных лингвистических факторов смысловые связи между словами, входящими в словообразовательное гнездо, ослабевают или совсем утрачиваются. Слова, утратившие смысловую общность, образуют разные гнезда. С одной стороны- черный, черноватый, чернявый, чернеть и др.С другой стороны – чернила, чернильница, черника и др. Слова, образующие гнездо, часто неоднородны и в других отношениях. Так, в одном и том же гнезде могут быть представлены стилистически очень разнородные пласты лексики(слова нейтральные, книжные, разговорные, просторечные и т.д.),слова, ограниченные в своем употреблении социально, и слова, не имеющие такого ограничения(гнезда бить, лупить и др.).В каждом словообразовательном гнезде объединяются однокоренные слова, имеющие живые семантические связи. Сравните: Белый – беленький, беловатый, белизна;белеть, побелеть;белеться;белить, побелить, выбелить, выбеливать, отбеливать ,отбеливаться и др. Мотивационные и немотивационные отношения. Семантические отношения слов в гнезде делятся на мотивационные и немотивационные. В мотивационных(словообразовательных) отношениях находятся однокоренные слова , если значение одного из них: а)полностью входит в значение другого(дом-домик) или б)тождественны лексическому значению другого, но синтаксические позиции этих слов различны(сюда относятся пары типа белый – белизна, образуемые словами разных частей речи).Не образуют мотивационных отношений однокоренные слова этого гнезда белизна – бельмастый, белизна – белоснежный, т.к.смысловые отношения между членами таких пар не отвечают ни одному из признаков, характерных для слов, находящихся в мотивационных отношениях. красный – раскраснеться, синий – посинение. Раскраснеться « стать красным». Словообразовательные отношения: красный - краснеть - раскраснеться.черный - чернеть ,почернеть, чернеться, чернить, почернить, начернить, чернота, черненький и др. Таблица 2Образование новых слов в словообразовательных гнездах от прилагательных со значением цвета суффиксальным способом 9 пр пр пр пр Таблица 1 Образование новых слов в словообразовательных гнездах от прилагательных со значением цвета с помощью продуктивных и непродуктивных приставок пр пр пр От-белить отбел-к(а) Отбелоч-н-ый ( черед. к-ч) Бел-и-ть пере-белить перебел-ива-ть Перебеливать-ся По-белить побелить-ся Побел-к-а Подбелить-ся Подбели-ива-ться Под-белить подбел-ива-ть Подбеливать-ся Подбелива-ни{j-э} Подбел-к-а Про-белить пробелить-ся Пробел-ива-ться Пробел-ива-ть Пробеливать-ся пробел-к-а у-белить Бел(ый) бел-оват(ый) беловат-о-голубой Беловат-о-розовый Бел-о-бровый Бел-о-головный Бел-о-кочан-н-ый Бел-о-мрамор-н-ый Бел-о-снеж-н-ый (черед. г-ж) Бел-о-гвардеj(-ец) Бел-о-казак Бел-о-руч-к-а Бел-о-кров-иj-е Бел-о-горяче-н-ый Бел-о-зуб(ый) Бел-о-зуб-к-а Бел-еньк-ий Бел-ес(ый) белес-оват(ый) Белесоват-ость Бел-оват-ыйБел(ый) Бел-ешеньк-ий Бел-ов(ой) белов-ик Бел-о бел-ешеньк-о Бел-изн-а Бел-ок белк-овин-а Белк-ов-ый Бел-ок (оболочка глаза) Бель-м(о) бельм-аст-ый До-бел-а Из-бел-а На-бел-о Бел-е-ть белеть-ся за-белеться За-белеть По-белетьБелить-ся Бели-л-а Бели-льщик белиль-щиц-а Бели-льн-ый Вы-белить выбелить-ся Выбел-ива-ться Выбел-ива-ть Выбеливать-ся Бел-и-ть до-белить добел-ива-ть За-белить забел-ива-ть На-белить набелить-ся О-белить обелить-ся От-белить отбелить-ся Отбел-ива-ться Отбел-ива-ть Отбеливать-ся Черн-еньк-ий Черн-ехоньк-ий (черед. о-е) Черн-ешеньк-ий Черн-оват(ый) (о-е) черноват-еньк-ий Черн-о ( черед о-е) Черн-от-а (черед о-е) В-черн-е (черед о-е) На-черн-о (черед о-е) По-черн-ому Пре-черн(ый) Черн-е-ть (черед о-е) по-чернеть Почерне-л-ый Вы-чернить вычерн-ива-ть Черн(ый) черн-и-ть о-чернить очерн-я-ть (черед о-е) очерн-ени- {j-э} По-чернить Черн-о-бров(ый) (о-е) чернобров-к-а Чернобров-еньк-ий Черн-о-бурый (о-е) чернобур-еньк-ий Чернобур-к-а Черн-о-волос(ый) (о-е) черноволос-еньк-ий Черн-о-глаз(ый) (о-е) черноглаз-еньк-ий Черн-о-зем (о-е) чернозем-н-ый Черн-о-синий Черн-о-слив (о-е) чернослив-ов-ый Густ-о-черный Серебрист-о-черный Син-ев-а Синь Син-иц(а) синич-к-а (черед.ц-ч) Синяч-ий (черед.ц-ч)Син(ий) Син-як синяч-ок (черед.ц-ч) До-син-я Ис-син-я Син-е-ть за-синеть По-синеть посине-ни- {j-э} Посине-л-ый Син-и-ть Синить-ся Синь-к-а Вы-синить высин-ива-ть Ис-синить На-синить Пере-синить пересин-ива-ть Пересинивать-ся Пересинива-ни-{j-э} Под-синить подсин-ива-ть Подсинивать-ся Подсинива-ни-{j-э} Желт-еньк-ий Желт-оват(ый) желтоват-о Желт-изн-аЖелт(ый) Желт-о желт-оват-о Желтеть Желт-ок желточ-ек (черед. К-ч) Желточ-н-ый (черед. К-ч)Желтк-ов-ый Желт-ух(а) желтуш-н-ый (черед. Х-ш) Желт-инк-а Желт-е-ть желтеть-ся За-желтеть По-желтеть пожелте-ни-{j-э} Пожелте-л-ый Желт-и-ть вы-желтить По-желтить Желт-о-груд(ый) желтогруд-к-а Желт-о-зеленый Желт-о-рыжий Лимон-о-желтый Коричнев-еньк-ийКоричнев(ый) Коричнев-о-красный Светл-о-коричневый Темн-о-коричневый Фиолетов-о Ультра- фиолетов(ый)Фиолетов(ый) Фиолетов-о-синий Фиолетов-о-красный Таким образом в словообразовательных гнездах со словами белый, черный, синий, желтый, фиолетовый и коричневый насчитывается по:Белый-87 словЧерный-40 словСиний-32 словЖелтый-28 словКоричневый-6 словФиолетовый-6 слов Вывод: Изучение словообразования дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выработать умение правильно и самостоятельно анализировать языковые явления. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!