Презентация Картотека игр и упражнений, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии у детей с ОВЗ


КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
«Давайте поздороваемся»Цель: развитие воображения, создание психологичес­ки непринужденной атмосферы.Ход игры: В начале упраж­нения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздоро­ваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необык­новенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и по­здороваться посредством его. «Опиши друга»Цель: развитие наблюдательности и умения описы­вать внешние детали.Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно­временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен. «Волшебный стул»Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшеб­ный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комп­лименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцело­вать «Клеевой дождик»Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоцио­нального и физического напряжения, обучение согласо­ванности своих движений с окружающими.Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившими­ся дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо пе­решагнуть через коробки, пройти по импровизированно­му мосту, обогнуть большие валуны, проползти под сту­лом и т. д. «Менялки игрушек»Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружаю­щими при помощи невербальных средств общения.Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в ру­ках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к иг­рающим и громко считает до десяти. За это время игра­ющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешает­ся. Водящий входит в круг, его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ «Клубочек»Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегу­ляции.Ход: Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сооб­щает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.Модификация: Воспитатель может предложить ребен­ку «вытаскивать» из своей одежды (на спине) вообража­емые перышки: большие и совсем мелкие. Далее попро­сить ребенка сказать, перья каких птиц он уже вытащил. «Печем пирог»Цель: снятие напряжения, обучение бережному отно­шению к другому, развитие воображения. с  Материал: одеяло или плед.Ход: Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешива­ют», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». За­тем «пирог» переворачивают и украшают. «Пирог» сам 160 Развитие коммуникативных способностей.Скажет, когда он будет готов. Его разворачивают, и он поднимается, румяный, горячий, будто из печки. Упраж­нение проделывают с теми, кто захочет. «Слон у папы на спине»Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.Ход: Дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе, закрыв глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудным для разгадывания, можно «пустить побегать» по спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук возможно ее воспроизвести. «Из семечка — в дерево»Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.Ход: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, вобрать голову, зак­рыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно отно­сится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начи­нает медленно расти (дети-семечки медленно поднимают­ся). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает ра­достный момент — и бутоны лопаются (резко разжимают­ся кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кон­чиками пальцев дотянуться до соседей).Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цве­ток качается в разные стороны, борется е непогодой рас­качивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко те­перь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно оживет.Воспитатель ходит между детьми, показывает им дви­жения. После того как дети «сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его. ИГРЫ ДОВЕРИЯ«Школа добрых волшебников»Они помогают детям испытывать положительные чув­ства друг к другу и формируют атмосферу сотрудниче­ства. Использовать эти игры можно тогда, когда дети чув­ствуют себя довольно уверенно в коллективе.Цель: игра способствует доверию и формирует ответ­ственность за другого человека.Ход: Дети, по желанию, разбиваются на пары — ведо­мого е завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведуще­му. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им больше всего понравилось. «Лабиринт» Цель: тренирует умение соотносить действия с парт­нером, формирует доверие и сплоченность.Ход: Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с уз­кими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой ла­биринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или рас­цепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра оста­новится».Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры. ИГРЫ ДЛЯ ОТРЕАГИРОВАНИЯ АГРЕССИИ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ «Шум растет»Ход: Ведущий говорит: «Ребята, мы сегодня научим­ся играть в новую игру, где «разговаривать» будут ваши щечки и горлышки. Называется игра «Шум растет». Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш-». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!». Наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжжШ Давайте все вместе покажем, как рос Шум.Инструкция (педагог детям): «Скажите, кого из вас часто ругают за то, что он кричит? Для нашего упражне­ния как раз требуются такие ребята. Давайте разделимся на две группы и посоревнуемся в крике. А один из вас отойдет в сторону, назначим его судьей — он будет ре­шать, какая группа сумеет громче и дружнее крикнуть. Кричать будем так: сначала начнем на корточках и не очень громко. Затем будем постепенно подниматься на ноги, одновременно усиливая крик и поднимая вверх руки. По взмаху моей руки нужно мгновенно замолчать и опустить руки. Прежде чем начинать, я еще раз напом­ню, что побеждает не обязательно самая громкая, но са­мая дружная группа». «Нехочухи»Инструкция: «Ребята, большинство из вас умеют быть послушными детьми. Сегодня мы немного поучимся не слушаться, а точнее — говорить «нет» разными частями своего тела. Упражнение будем выполнять вместе, в пер­вый раз я покажу его вам сама. Начнем с головы. Сказать «нет» головой — значит интенсивно помотать ею в разные стороны, постепенно увеличивая скорость, как будто хо­тим сказать «нет, нет, нет». Теперь попробуем говорить «нет» руками, помашем перед собой сначала правой, по­том левой рукой, а затем обеими вместе, как будто хотим от чего-то отказаться, оттолкнуться. Дальше перейдем к ногам. Взбрыкните сначала правой ногой, потом левой, потом поочередно. Старайтесь вкладывать силу в каждое движение. Можно присоединить и голос. Попробуйте на каждое движение выкрикивать «нет» все громче и громче. «Воробьиные драки»Цель: снятие физической агрессии.Ход: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени рука­ми). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у док­тора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого. «Рвакля» (с 3 лет)Цель: помогает снять напряжение, дает выход дест­руктивной энергии.Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широ­кое ведро или корзина.Ход игры: Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружинят. «Минута шалости»Цель: психологическая разгрузкаХод: Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хло­пок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый дела­ет, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявля­ет конец шалостям.  Желаем удачи!!!
ppt_yppt_yppt_y