Презентация Работа с текстом на уроках русского языка как средство повышения коммуникативной культуры школьников


. Работа с текстом на уроках русского языка как средство повышения коммуникативной культуры школьников Опыт педагогической деятельностиучителя русского языка и литературыМБОУ СОШ № 76 г. Хабаровска Федорчук Ольги Максимовны осмыслениерефлексия использование прочитанногограмотность чтенияИсследования PISAОбщая шкала «грамотности чтения»Средний результат в баллахВсего странРоссия3227Всего балловРоссия1000462 Снижение 1)уровня культуры речи учащихся 2) интеллектуального уровняОбучение детей- инофонов, ограниченно владеющих языком .Требование обществаПедагогические противоречияПроблемы к высокому уровню 1) коммуникативного развития личности, способной осуществлять профессиональные, деловые контакты, 2) общеинтеллектуального развития внедрять на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие развитию речи учащихся; разработать методические аспекты организации урока в поликультурных классахподбирать тематический текстовый материал, разработывать способыпрактической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;развивать  творческие способности, выявить одаренных в лингвистическом  отношении детей; формирование коммуникативной компетенции обучающихся, владеющих способами общения и коммуникации, учитывающих многообразие точек зрения, способных презентовать себя и результаты своей творческой деятельностиЦель: Задачи Основная концепция опыта работы вопросы к содержанию текстаопорные материалы(схемы, памятки, планы, конспекты) Grow мотивация thмотивация ориентирование-исполнение операциисамооценкаанализ текстов, синтез, модели-рование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка.включение нового знания в систему ранее познанного Научные труды Т.А.Ладыженской.Работы Е.И.Никитиной.Методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.Рекомендации Т.М.ПахновойТеоретико - методологическая основа опыта Формы и методы работы с текстом в рамках системно- деятельностного подходаразличные виды диктантовредактирование текста Интеллекту-ально-лингвистические упражнениямини-изложения и мини-сочинения;работа с текстами-миниатю-рамисоставление синквейнов, кластеровлингвостилистичес-кий анализ текстасочинение-рассуждениекомплекс-ная работа с текстомкоммуникативные и игровые ситуации; КЛАСТЕРЫ СИНКВЕЙНЫ 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. Представьте, что вы1.Экскурсовод 2. Учитель русского языка 3. Адвокат на судебном процессе 4. Блогер Коммуникативные и игровые ситуацииДидактические игры на уроке:  обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический разборы; синтаксический анализ словосочетаний и предложений)стилистическийтипологический языковойМногоаспектный анализ текста: композиционно-содержательныйопределение темы, главной мысли текста, выделение микротем Этапы урокаПлани-рованиеЦеле-полаганиеИсследованиеДискуссияТворческая работа 1)создание авторских рабочих программ на основе УМК по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой и Г.А. Богдановой , Е.М.Виноградовой, в которые включены методические рекомендации и опыт А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. 2) изменение в организации учебного процесса3)творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я.Гальперина, Т.М. Пахновой, Л.С. Выготского и других.4)организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм.5) разработка рабочих листов, памяток рекомендаций по работе с текстом для 5-11 классов. Результаты могут быть использованы не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.Степень новизны и содержание измененийПрактическая значимость опыта Представление опыта2013201420142015Обобщение опыта работы Выступление по темам « Формирование коммуникативной компетенции» и «Многоаспект-ный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»Выступление «Развитие компетенций учащихся на уроках русского языка»«Создание поликультурной среды» в МБОУ СОШ № 76Мастер – класс теме: «Проблемы и пути решения в подготовке детей- инофонов к ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ» Городской семинар Городское МО учителей русского языка и литературыЩкольное МО учителей русского языка и литературыШкольный педсовет Результаты работыРазвитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствование речевого развития Положитель-ная мотивация изучения русского языка и литературыПовышение среднетесто-вого балла ЕГЭ и ОГЭ, рост количества высоко- балльных работПовышение уровня коммуникативной компетенции:  1 3817463955414 уровень3 уровень2 уровень1 уровень Результаты ЕГЭ и ГИАСреднетестовый балл2008-20092011-20122013-2014ЕГЭ, 11 класс566887926472Максимальный баллГИА, 9 класс3,533,63,5Средний балл городской конкурс юных журналистов «Голос поколения»Прохорова Анастасияконкурс «Я живу на Дальнем Востокедипломы и публикация сказок Можаровой В. и Штырц М. Муниципальный и региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языкуШамшаева Екатерина – победитель и призерГородской конкурс «Русь Пасхальная»«Звени,звени,златая Русь»стихотворение Штырц Мария