Презентация по психологии на тему Слепой ребенок — трагедия или просто другой ребенок?
Слепой ребенок – трагедия, или просто другой ребенок? Выполнила:Горчакова А.А. «Почему именно у нас родился такой ребенок?»«Почему и за что мы так наказаны? Ведь у нас никого среди близких не было с дефектом зрения». «Как может человек без зрения жить в мире зрячих?» «Будет ли наш ребенок веселым, научится ли он играть, бегать?», «Можно ли нашего ребенка обучить и воспитать, как других детей?» «Можно ли его развить физически и психически так, чтобы он стал самостоятельной личностью?» Группы родителей гиперопека негативное отношение отрицание зрительного дефекта Первая группа родителей Многие родители убеждены, что, поскольку их ребенок не видит или видит очень плохо, его надо постоянно охранять, оберегать от ушибов и всех случайностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.Родители и близкие родственники не позволяют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать ими. Вторая группа родителей Данная группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу. Родители стесняются и даже стыдятся своего ребенка, стараются скрыть его дефект от окружающих. В результате усугубляется изоляция ребенка от мира нормально видящих людей. Третья группа родителей Родители не признают факта тяжелого зрительного дефекта ребенка. Родители готовы поверить тому, что зрительный дефект автоматически стимулирует интеллектуальную и речевую деятельность ребенка, его музыкальные способности. Свою задачу родители видят в создании условий и предпосылок для одностороннего развития психических процессов и способностей. Структура дефекта первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органавторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен.Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении. Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. Зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств. Два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. эффект чувственнойограниченности раннее детство дошкольный и ранний школьный возраст снижение общей активности «навязчивые или стереотипные движения» Прежде всего слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку. «Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому обучаться» Л. С. Выготский КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ Ориентировка в пространстве - способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением. Ф. П. Шемякин доказал, что «пространственные представления могут быть сформированы и у слепых. Они возникают и без зрительных образов». познание частей своего тела и умение совершать ими необходимые движения опора на руки вертикальное положение тела;навык ходьбы с вытянутыми руками 1 2 3 У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение. Возможности ориентировки таких детей значительно возрастут при их рациональном использовании. Познание слепым ребенком пространства и ориентировка в нем носят поэтапный характер и связаны с развитием его двигательного аппарата. КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ Общение на всех этапах раннего развития ─ основное условие развития речи ребенка. Ребенок начинает гулить. Делайте это вместе с ним, тем самым активизируя его ответную реакциюИгра голосом, т. е. смена тембра, модуляции, его направленияРазвитие речевой моторики, мимики и жестикуляции Обучение ребенка развернутой речи (как диалогической, так и монологической). КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ Разделение действий на мелкие операцииОпора на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Включение речиВысказывание своего отношения по поводу успехов и неудач сына или дочери. ПРИЕМЫруки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают ихвы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним Специальная школа – это… Во-первых, учреждение, где работают педагоги, имеющие дефектологическое образование и квалификацию тифлопедагогов Во-вторых, учреждение, специально предназначенное для обучения детей с дефектом зрения В-третьих, место, где вашему ребенку предстоит провести 12 лет (полный курс обучения), в отличие от массовой школы, где дети учатся 11 лет В-четвертых, специальные школы не такие большие, как массовые школы Шрифт Брайля - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.).Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Система Брайля Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.Для удобства точки описываются при чтении следующим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:1 • • 42 • • 53 • • 6 Шрифт Брайля Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. В середине XVIII века появляются одни из первых произведений, в которых затронуты проблемы специальной психологии. Это знаменитые «письма» Д.Дидро: «Письмо о слепых в назидание зрячим»В русле представлений того времени, он посчитал возможным уподобить авторов-идеалистов людям с физическими недостатками. Он хотел унизить ограниченных авторов, сравнив их со слепцами, но неожиданно узнал о слепом от рождения человеке, который благодаря образованию достиг высокого уровня развития. Д.Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» «Слепой из Пюизо судит о близости огня по степени теплоты; о наполненности сосудов – по звуку переливаемых им жидкостей; о соседстве тел – по действию воздуха на его лицо. У него поразительно развита память на звуки; лица не представляют для нас большего разнообразия, чем для него голоса. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков, ускользающих от нас, потому что наблюдение их не представляет для нас такого интереса, как для слепого.» «Этот знаменитый слепой (Саундерсон. – Н.М.) доказывает своим примером, что осязание может стать более тонким чувством, чем зрение, если совершенствовать его путем упражнений: так, пробегая руками ряд медалей, он отличал подлинные от фальшивых, хотя последние были подделаны так искусно, что могли бы обмануть знатока с хорошим зрением; он судил о точности математического инструмента, проводя кончиками пальцев по его делениям» Д.Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» «Благодаря осязанию она (мадемуазель Мелани де Салиньяк. – Н.М.) узнавала такие детали о формах тел, которые часто неизвестны самым зорким людям. Она определяла размеры какого-нибудь ограниченного пространства по звуку своих шагов или по отзвуку своего голоса. Стоило ей пройтись внутри какого-нибудь дома, и топография его оставалась у нее в голове <...> Она находила в голосах не замечаемое нами разнообразие и когда слышала какого-нибудь человека, то навсегда запоминала его голос» Д.Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» Список литературы Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зренияДидро Д. Письмо о слепых, предназначенное зрячимМазурова Н.В. Первые работы по психологии слепых людей: «Письма Д.Дидро»Озеров В.Д. Беседы с родителями незрячих детейСолнцева Л.И. Тифлопсихология детстваВместе пишем и читаем по Брайлю: Пособие для изучения системы БрайляФеоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ