Формирование читательской компетентности учащихся как необходимое условие реализации ФГОС


Формирование читательской компетентности учащихся как необходимое условие реализации ФГОС ООО
Информационный проектУралова Светлана Анатольевна, учитель биологии МОБУ Гимназии №9, имени Н.Островского;

Читательская компетентность особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
«Чтение — вот лучшее учение.Следовать за мыслями великого человека —есть наука самая занимательная»А.С. Пушкин
Виды работ, способствующие развитию учащихся: Составление:схем строения организмов и органов; сравнительных таблиц, схематических рисунков, требующих от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т.д.


В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:поиск информации и понимание прочитанного;преобразование и интерпретация информации;оценка информации.

Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Не удовлетворительные результаты международных исследований PISA и PIRLSПроблемы здесь возникали уже на начальном этапе - при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то "своего задания"

Развитие читательской компетентности способствует: росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению управлять ими, успешности в обучении.

Обновление методическогоаппарата учебника
ppt_yppt_yppt_y при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;составлять план к прочитанному тексту;умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;


ppt_yppt_yppt_y при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;


ppt_yppt_yppt_y при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;






ppt_yppt_yppt_y при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:находить в тексте описание к иллюстрациям;сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

выполнение заданий в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы:Работа с рисунками, схемами, текстом учебникаВозможность организации индивидуальной и дифференцированной работыРассчитаны на высокий уровень самостоятельности учениковОсобое внимание – деятельному участию школьников в учебном процессе.