Презентация Формирование навыков выразительного, осознанного, правильного чтения у учащихся начальных классов


МОУ «Тимофеевская школа» Формирование навыков выразительного, осознанного , правильного чтения у учащихся начальных классов Подготовила :учитель начальных классов Абильтарова Гульнара Фетибовна Современный человек, человек будущего не может жить без книги.Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.Ш. А. Амонашвили Актуальность Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании ,и развитии человека. Чтение – это окошко ,через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это одно и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности , но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Понятие навыка чтения у младших школьников в педагогической и методической литературеЧтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучание печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качаства: правильностьбеглость сознательность выразительность Работа над сознательностью чтенияСознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний жизненного опыта и развитием логического мышления.Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними.Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения. Развитие внимания Сколько спряталось слов? Волчишкоткрытоященокночь Насос сосёт речную воду,И шланг протянут к огороду. Среди куст овцарит покой,Здесь хорошо бродить одной Развитие скорости чтения «Жужжащее чтение»«Пятиминутки чтения»«Буксир»«Чтение – спринт»«Столбик слов»«Поиск в тексте заданных слов»«Чтение в ритм» и др. Читай как можно скорее Однажды мужик пошел в лес.Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. Правильность чтения Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал: замены пропусков перестановки добавления искажения повторов букв (звуков), слогов и слов ошибок при постановке ударения в словах. Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: выяснить перед чтением значение слов;предварительное послоговое прочтение слов; создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов; предварительное чтение текста про себя; систематический контроль учителя за чтением обучающихся; ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; ошибки, искажающие смысл предложения, исправляются путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; ошибки, которые не искажают смысла, учитель отмечает после чтения; к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики. Исправление ошибок. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.Л.Н. Толстой Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.К.Д. Ушинский Прочитай текст вслух, читая некоторые слова наоборот. Ворон и ЛисицаВорон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп иговорит:- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был.Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог:- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.Л.Н. Толстой Найди ошибки, исправь, прочитай правильно(редактирование) Кто любит пруд – того и люди чтут.У работящего в руках тело спорится.Без пруда не вытащишь рыбку из труда.Кто привык трудиться, тому без мела не сидится. Осмысленность(сознательность) чтения Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: Значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; Предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; Основного смысла всего содержания текста. Выразительность чтения Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению. Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся. Заключение Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.