Методы активизации познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях освоения ФГОС.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой
Методы активизации познавательной активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях освоения ФГОС
Субъективные факторы: любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание Объективные факторы: окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания
Четыре основных типа познавательной активностинулевая активность (выраженная объектная позиция);ситуативная активность (преимущественно объектная позиция);исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция);творческая активность (выраженная субъектная позиция).
Нулевая активностьПассивенНе заинтересованРаботает под давлениемНе развиты навыкиОбъективная позиция в учебной деятельности
Тактика учителяСнятие у школьника чувство страха, зажатостиНейтрализация негативных воспоминанийЭмоциональные поглаживанияДать время на обдумывание ответа.
Ситуативная активность Проявление интереса в определенных ситуацияхПредпочтение объяснению нового материала повторениюНет наработанных навыков к самостоятельной работеТеряют интерес при затруднениях
Тактика учителяПодкрепление активного состояния в процессе работыСнятие интеллектуальной усталостиПреодоление волевой апатииСтимулирование интересаУчить использовать план ответа, создавать алгоритмы
Исполнительская активностьПлюс – стабильность и постоянствоСкучают на урокеОграничивают себя рамками учебной задачиОтвыкают искать нестандартные решения
Тактика учителяСоздание проблемных, частично-поисковых, эвристических ситуацийРолевые ситуацииОценивание устных и письменных ответов одноклассников
Творческая активностьНестандартное мышлениеЯркая образность восприятияИндивидуальное воображениеНеповторимое отношение к окружающему миру
Тактика учителяРазвитие у учащихся самой потребности в творчествеРазвитие стремления к саморазвитию, самоактуализации
Познавательные УУД, формируемые на уроках ОБЖобщеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, уметь работать с информацией, структурировать полученные знаниялогические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связипостановка и решение проблемы- умение сформулировать проблему и найти способ её решения
1 урок. Введение.Что такое жизнедеятельность человека? Может ли быть она опасна? В чем заключается опасность? Какие опасности вы встречаете в своей жизнедеятельности? Как надо себя вести, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? Существуют ли правила безопасного поведения? Надо ли знать правила безопасного поведения? Что изучает предмет ОБЖ?
7 класс. Тема: Различные природные явленияВопросы, помогающие формированию общеучебных УУД: О чем мы будем говорить на уроке?Могут ли процессы, происходящие в различных оболочках Земли быть опасными для человека?В чём заключается опасность?Какие опасные явления вы знаете?
7 класс. Тема: Различные природные явленияМожно ли сгруппировать эти опасные природные явления?По какому признаку или на какие группы можно их сгруппировать?Где можно найти информацию об этой теме?Могут ли опасные природные явления происходить в нашей местности? Если есть, то какие?
Тема урока: Лесные и торфяные пожарыРазличаются ли лесные пожары по характеру возгорания и составу леса?На какие виды их можно поделить? Существуют ли особенности у каждого вида лесного пожара? Какие могут быть эти особенности? Какой вид лесного пожара является самым распространённым? Почему? Докажите.
Задание на дом.Подберите характерный пример лесного пожара, имевшего место в нашем районе. Проанализируйте причины его возникновения и последствия для жизнедеятельности населения нашего района. Оцените действия населения по обеспечению пожарной безопасности. Свои выводы запишите в тетрадь.