Работа с неблагополучными семьями


Работа с неблагополучными семьями Тюрнева Галина ВикторовнаСоциальный педагогМОУ «Средняя школа № 36» Актуальность данной темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. В неблаполучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблаполучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов. Основные виды неблагополучных семейных отношений Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости. Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи. Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей Неполная семья - отсутствие одного из родителей. Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм. Влияние неправильного воспитания в неблаполучных семьях на поведение и характер ребенка Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений Частые показания, побои "Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья" 5. Условия жестких взаимоотношений Агрессия, асоциальное поведение Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей "Делай, что хочешь, только оставь меня в покое" 4. Гипопротекция Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие. Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки "Ненавижу всех детей", "Не стану из-за них расстраиваться" 3. Условия эмоционального отвержения Подавление желаний, неуверенность в себе, страх Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают "Не хочу иметь такого ребенка" 2. Условия повышенной моральной ответственности Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность. Ограничение его самостоятельности "Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему" 1. Гиперпротекция Последствия Способ обращения с детьми Словесная характеристика Типы неправильного воспитания Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).2-й этап – первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.3-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.4-й этап – знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.5-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.6-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье.7-й этап – составление карты семьи.8-й этап – скоординированная деятельность всех заинтересованных организаций (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).9-й этап – разработка и утверждение программы работы с неблагополучной семьей.10-й этап – текущие и контрольные посещения семьи.11-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей. Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьей группы риска, необходимо сосредоточить усилия на четких, конкретных целях.