Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада
ЛГМАДОУ ДСКВ №1 «Теремок»Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского садаконсультация для воспитателейПрезентацию подготовила: музыкальный руководитель Зинова Наталья Анатольевна
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Музыкальный уголок –это место, где дети познают музыку и её красоту. Задачи:Творчески оформленный музыкальный уголок поможет: не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей,активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Требования к музыкальному уголку:Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.Рациональность расположения, доступность, подвижность.Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкойНаличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментовРазнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
Важно, чтобы музыкальный уголок находился:в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основеДля детей более старшего возраста – на дидактической.Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять: шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть: эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.
В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются: фотографии детских выступлений,
Портреты композиторовЧайковский П.И.Прокофьев С.С.Рахманинов С.В.
Картинки музыкальных инструментов.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
Младшие группыВанька – встанькаМузыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманкиШумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабанНеозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
Атрибуты к музыкальным подвижным играмФлажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)Ширма настольная с перчаточными игрушкамиМагнитофон и набор программных аудиозаписейМузыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Средняя группаЦелесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:МеталлофонШумовые инструменты для детского оркестраКнижки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)Фланелеграф или магнитная доскаМузыкально-дидактические игры:
Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешкаЛенточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)Ширма настольная и набор игрушекМагнитофон и набор программных аудиозаписей
Старшая группаДополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:Погремушки, бубны, барабаны, треугольникиМузыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)Иллюстрации по теме: «Времена года»Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра)
Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.Атрибуты к подвижным играмРисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениямНастольная ширма и ширма по росту детейМузыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатаяАтрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
Подготовительная группаДополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.Портреты композиторовПапки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях
Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыкиНаглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»Самодельные инструменты для шумового оркестраМузыкально-дидактические игры
В музыкальных уголках должны находиться : Материал для творческих сюжетно-ролевых игр: мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки;куклы - неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
Музыкально-дидактические игры:
Образные пособияИллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками
Всевозможные картинки:Книжки-малютки «Мы поем», Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, Иллюстрации по теме «Времена года», Иллюстрации музыкальных инструментов, Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,
Альбомы «Мы рисуем песенку»Альбомы для рассматривания:«Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», Графическое пособие «Эмоции»
Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Технические средстваЖелательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
ТеатрыВиды театров:Театр картинок (Фланелеграф)Пальчиковый театрКукольный театр
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит: от компетентности взрослого, его доброжелательности, заинтересованного отношения к детям,
Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!rrrrrrrr