Презентация на тему Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада


Муниципальное бюджетно дошкольное учреждение «Аленький цветочек №5»Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского садаКонсультация для воспитателей Работу подготовила:Музыкальный руководитель Малова А.А. Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту. ЗАДАЧИ: Творчески оформленный музыкальный уголок поможет: ----не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Требования к музыкальному уголку:Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.Рациональность расположения, доступность, подвижность. Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой.Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.5. Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов.6. Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.7. Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.8. Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка. 9. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности; 10. Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей; 11. Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;12. Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой; Важно, чтобы музыкальный уголок находился: -в освещенном, легкодоступном для детей месте; -кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.  -При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. -Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе,- Для детей более старшего возраста – на дидактической.-Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.В музыкальном уголке должны стоять:-шкаф, -полки для музыкальных пособий, -пару столов, -стулья для дидактических игр.Пособия развивающей среды должны быть:-эстетичны, -привлекательны, -просты в обращении, -вызывать желание действовать с ними.  В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: -барабан -дудочка, -миниатюрное пианино, -металлофон, -также музыкальные игрушки. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются: -фотографии детских выступлений, -портреты композиторов, -красочные плакаты, -картинки с музыкальными инструментами. Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:Для воспитателя и для детейНа верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка! МЛАДШИЕ ГРУППЫ1.Ванька – встанька.2.Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)3.Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки. 4.Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.5.Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) 6.Атрибуты к музыкальным подвижным играм.7.Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости) 8.Ширма настольная с перчаточными игрушками.9.Магнитофон и набор программных аудиозаписей.10.Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации. Средняя группа1.Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:2. Металлофон 3.Шумовые инструменты для детского оркестра 4.Книжки «Наши песни»(каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)5. Фланелеграф или магнитная доска 6.Музыкально-дидактические игры: « Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.7. Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. 8.Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка 9.Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону) Ширма настольная и набор игрушек 10.Магнитофон и набор программных аудиозаписей 1.Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее: 2.Погремушки, бубны, барабаны, треугольники 3.Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)4. Иллюстрации по теме: «Времена года» 5.Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра) 6.Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики»,«Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др. 7.Атрибуты к подвижным играм 8.Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям 9.Настольная ширма и ширма по росту детей 10.Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая 11.Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.Старшая группа Подготовительная группа1.Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется: 2.Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны. 3.Портреты композиторов 4.Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях 5.Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки 6.Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты» 7.Самодельные инструменты для шумового оркестра 8.Музыкально-дидактические игры ●Материал для творческих сюжетно-ролевых игр: В музыкальных уголках должны находиться:Мягкие игрушкиМягкие музыкальные игрушкиКуклы-неваляшкиОбразные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки●Музыкально-дидактические игры Образные пособия Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками 1.Книжки-малютки «Мы поем», 2.Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, 3.Иллюстрации по теме «Времена года», 4.Иллюстрации музыкальных инструментов, 5.Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, 6.Альбомы «Мы рисуем песенку» 7.Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», 8.Графическое пособие «Эмоции» Всевозможные картинки: Технические средстваЖелательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром Театры:Театр картинок (фланелеграф)Пальчиковый театрКукольный театр РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит: от компетентности взрослого, его доброжелательности, заинтересованного отношения к детям, Ребёнок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. Спасибо за внимание!