Презентация-проект А музы не молчали… (Семен Гудзенко)
«А музы не молчали…» «Я был пехотой в чистом поле…» Все изменяется. И сегодня, в 21 веке, мы это ощущаем на себе. Неизменным остается одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям и поэтам, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения – живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека»,- писал В.Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям. Война вошла в их жизнь… Потрясение войны родило целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Ваншенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. И среди них, конечно, Семен Гудзенко. Война вошла в их жизнь, они не только пошли на нее добровольно, не только участвовали в ней, но и много думали над тем, что делает с душой человека война». Известно, что Великая Отечественная война не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство их уехали на фронт - в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов, санинструкторов.Семен Гудзенко, сдав экзамены за второй курс Московского историко-философского и литературного института, в июне 1941 года ушел добровольцем на войну. «Обветренный, прокуренный филолог военную науку постигал» На фронтах Великой Отечественной войны Семен Гудзенко был подрывником, партизаном-десантником, участвовал в лыжном походе во вражеский тыл в Белоруссию. Получил ранение в живот, попал в госпиталь. В дневнике потом записал: «На минуту теряю сознание. Упал… Ходить не могу… Рана – аж видно нутро»); «Уже на бруствер брошены шинели. \\ Сейчас в атаку бросятся друзья. \\ И началось. \\ Я выскочил по знаку. \\ Огонь над полем боя нависал. \\ Так было. \\ А стихи «Перед атакой» \\ я после, \\ в лазарете, \\ написал»5. Ходили тревожные слухи, что он погиб. Выжил, но его признали негодным к военной службе. Он вернулся на фронт газетчиком. Писать начал в 1942-м году. Стихи поэта о войне Его первые стихи сразу привлекли внимание. «Когда на смерть идут-поют,а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою-час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруги почернел от пыли минной.Разрыв. И умирает друг.И, значит, смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед.За мной одним идет охота…» «Сказал за себя и за всех…» О стихотворении «Перед атакой» сказано и написано много. Но, может быть, потому, что мимо них просто нельзя пройти?«…Эти строки писались в прямом смысле перед атакой. Короток, как молния, был путь от замыслов до текста. В эти мгновения Семен Гудзенко сказал за себя и за всех» - это слова Льва Озерова, назвавшего Гудзенко «правофланговым нашей военной поэзии» . «Эта поэзия – изнутри войны. Это поэзия участника войны. Эта поэзия не о войне, а с войны, с фронта». «Осколки голубого сплаваВаляются в сухом песке.Здесь все:И боевая славаИ струйка крови на виске…Из боя выходила рота,Мы шли на отдых, в тишинуИ над могилою пилотаПочувствовали всю войну.Всю.От окопов и до тыла,Ревущую, как ястребок.И отдых сделался постылымИ неуютным городок.Мы умираем очень просто,По нас оркестры не звенят.Пусть так у взорванного мостаНайдут товарищи меня». Поэзия Семена Гудзенко – правда войны Все, написанное Гудзенко в ту пору, представляет, в сущности, лирический дневник человека, на которого обрушилась вовсе не та война – «малой кровью», «могучим ударом», «на чужой территории», - которую в предвоенную пору сулили с высоких государственных и партийных трибун, которая шествовала по экранам кинотеатров, о которой сочинялись залихватские песни и стихи. «О чем она? – писал о поэзии Гудзенко Павел Антокольский. – О правде. Только правдой держится она. Молодой поэт извлекал эту правду из-под отголосков чужого, напетого предыдущим чтением, из-под гипноза общих мест и общезначимой легкости. Гудзенко как заразы боялся неверной, фальшивой ноты, боялся перепевов бодрой публицистики и барабанно-маршевого ритма. Он пришел из низов армии, из стрелкового батальона… «Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты». «Я был пехотой в поле чистом,в грязи окопной и в огне.Я стал армейским журналистомв последний год на той войне…Но если снова воевать…Таков уже закон:пускай меня пошлют опятьв стрелковый батальон.Быть под началом у старшинхотя бы треть пути,Потом могу я с тех вершинв поэзию сойти». «Стихи слагались на ходу…» Его задачей было уберечь непосредственную достоверность пережитого. В этом была его принципиальность, его требовательность к себе.Стихи Гудзенко - исповедь «сына трудного века», молодого солдата Отечественной войны. Поэт, как и многие тысячи его сверстников, почти мальчиков, что «начали в июне, на заре», «был пехотой в поле чистом, // в грязи окопной и в огне». Гудзенко и пишет в стихах о том, что видели они все и что пережил он сам: о первом бое, когда «выл над соснами металл», и о «черных трупах» полусожженных однополчан, лежавших на окраине только что отбитого у врага села, об изрытом минами и почерневшем от минной пыли снеге и подорванных «рельсах, согнутых улиткой», о том, как, «горят мосты и рушатся настилы, // и тонут кони в бешенстве реки», как «бросали врукопашную пыльные, порепанные роты», о горьких дорогах отступления и погибшем в Праге после победы майоре. «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знаютэту взятую с боем суровую правду солдат». Только тот, кто сам поднимался в атаку под пулеметным и минометным огнем и перебегал через улицу в багровой пыли от только что разорвавшегося снаряда, кто, прижавшись к земле, лежал под бомбежкой, проклиная голубое, безоблачное небо, кто ломал последний сухарь, чтобы поделиться с товарищем, мог с такой точностью и выразительностью передать чувства и мысли солдата переднего края, изо дня в день жившего рядом с постоянно подстерегавшей его смертью: «ведь самый страшный час в бою - // час ожидания атаки»; «Мне кажется, что я магнит, // что я притягиваю мины»; «У нас окопное терпенье - // мы все смогли перетерпеть»; «когда идут в атаку писаря, // о мертвых не приходят извещенья»; «пять шагов до соседнего дома - // все равно что пятнадцать миль»; «В эту степь, // где травы, как шинель, // выцвели от ветра и огня». «Я все это в памяти сберегу…» В 1942-м году создаются новые стихи Семена Гудзенко такие, как «Товарищи», «Первая смерть», да и многие другие в которых автор пишет о своих ровесниках на войне, фронтовых друзьях –это самая сокровенная тема в поэзии Гудзенко.«У могилы святой встань на колени.Здесь лежит человектвоего поколенья.Ни крестов, ни цветов,не полощутся флаги.Серебрится кусокАлюминиевой фляги…»Высоко ценивший дружбу, сам умевший дружить, он писал: « Я сына верно дружить научу». Одно из самых известных стихотворений поэта так и называется – «Баллада о дружбе». «И вот окончилась война…» Послевоенная судьба Гудзенко – и человеческая, и творческая – была непростой и нелегкой. Спустя пять лет, уже по окончании войны, когда появляются стихи и на иные темы, поэт скажет о себе:«У каждого поэта есть провинция.Она ему ошибки и грехи,все мелкие обиды и провинностипрощает за правдивые стихи.И у меня есть тоже неизменная,на карту не внесенная, одна,суровая моя и откровенная,далекая провинция – Война…» «Нас не нужно жалеть…» «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.На живых порыжели от крови и глины шинели,На могилах у мертвых расцвели голубые цветы. Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,Нам досталась на долю нелегкая участь солдат. Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,тот поймет эту правду, она к нам в окопы и щелиприходила поспорить ворчливым, охрипшим баском… Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,подымались в атаку и рвали над Бугом мосты…Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.» Катюша После войны Гудзенко в поисках новых впечатлений, новых тем много ездил по стране, писал об увиденном и услышанном, но удач было немного – беглые наблюдения командировочного, человека со стороны не рождали вдохновения, не высекали поэтического огня.Когда у Семена Петровича родилась дочь Катюша, он пишет полное нежности стихотворение. Светлыми тонами проникнуты стихи его о природе, они не похожи на суровую повесть о войне.Активность натуры Семена Гудзенко врывалась в стихи, постоянно проявлялась в жизни. Любящий дальние дороги, быстро и добросердечно сходящийся с людьми, становящийся мгновенно душой того общества, вкоторое попал, он отличался в то же время удивительным вниманием к каждому человеку, с которым довелось соприкоснуться, всегда готов был прийти на помощь. Дочка у меня. Такая милая,Милая, как дети всей земли.Землю полюбил я с новой силою,Новые мечты ко мне пришли.Пусть же наши беды, наши трудностиБудут для нее уже не в счет.Дочку я свою назвал Катюшею(это имя приберег с войны),Помня, как над реками, над сушеюБыли небеса опалены.И она пытливо, с удивлениемИз коляски смотрит на меня – Наше молодое поколение,От рожденья сто четыре дня.1 мая 1951 г. Он остался поэтом, рожденным войной Незадолго до кончины, тяжело болея, Гудзенко написал несколько прекрасных стихотворений – он снова, как в войну, оказался на смертельном рубеже, между жизнью и смертью. Это родило их высокое эмоциональное напряжение, определило образный строй. Пережитое на фронте органически вплетается в эти стихи: «Жизнь мою спасали много суток \\ в белом, как десантники, врачи» ; «На Большую землю выносили \\ сквозь больницы глушь и белизну» ; «Как без вести пропавших ждут, \\ меня ждала жена» ; «Но я, как на войне солдаты, \\ боюсь загадывать вперед». «Мы не от старости умрем -от старых ран умрем…» Так начиналось одно из первых написанных после Победы стихотворений Гудзенко. Семена Гудзенко не стало в феврале 1953-го года. Константин Ваншенкин вспоминает морозный снежный день, похороны на Ваганьковском кладбище, а далее говорит: «Гудзенко сказал в одном из своих самых известных стихотворений:«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…»Но все равно жалко». Было ему всего тридцать лет. Малый срок был ему отпущен для поэтической работы. Но в богатейшей антологии поэзии, вызванной к жизни Великой Отечественной войны, его стихи составили одну из первых, очень ярких и очень важных глав. Могила Семена Гудзенко.Ваганьковское кладбище, Москва. «.. Я сегодня весь вечер буду,Задыхаясь в табачном дыме,Мучиться мыслями о каких-то людях,Которые на заре или ночьюНеожиданно и неумелоУмирали,недописав неровных строчек,Недолюбив,недосказав,недоделав.» Б.Смоленский Проект подготовили ученики 11 класса: Жадан КонстантинНурпиисова КарлыгашБашинская СветланаРуководитель проекта учитель русского языка и литературы Мартьянова С. С.2011-2012 учебный год