МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК МОДЕЛЬ И СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОТРАСЛИ ТРАНСПОТРА
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК МОДЕЛЬ И СПОСОБ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОТРАСЛИ ТРАНСПОТРАПолосухина В.Н. ЦЕЛЬ ПРОЕКТАСоздание объединений образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на основе межрегиональных ресурсных центров по подготовке специалистов рабочих специальностей в рамках стратегических и приоритетных отраслей развития промышленности. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области транспорта на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года определено направление по созданию конкурентоспособной продукции, соответствующей передовым мировым стандартам в области автомобилестроения. Одной из ключевых задач в этом направлении является создание в долгосрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ на мировом уровне за счет обеспечения автомобилестроительной отрасли достаточным количеством высококвалифицированного персонала, способного решать поставленные цели. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ Это разница («дельта») между :Требованиями современного рабочего места / должности ИНабором персональных ресурсов (знаний, умений, профессиональных компетенций), которые имеет в настоящий момент работник, обслуживающий данное рабочее место ЗАДАЧА: ОБЕСПЕЧИТЬ СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА Требования работодателя Требования государства Компетенции по видам проф. деятельности Компетенции по видам проф. деятельности Выпускник,востребованныйрегиональнымрынком труда Требования работодателя Требования государства Компетенции по видам проф. деятельности Компетенции по видам проф. деятельности Выпускник,востребованныйрегиональнымрынком труда ЗАДАЧА- ОБЕСПЕЧИТЬ СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ РАБОТОДАТЕЛЯМИ пользоваться компьютером и осваивать специальные программы, использовать новейшее компьютерное диагностическое оборудование; выполнять техническое обслуживание и диагностику систем и агрегатов автомобилей с использованием современного оборудования; выполнять техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобилей с использованием современного оборудования; определять неисправности электронных систем управления трансмиссией новейшим диагностическим оборудованием; выполнять диагностику АВС; определять и устранять неисправности современных двигателей (инжекторных) и автоматических коробок переключения передач; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ РАБОТОДАТЕЛЯМИ вводить в эксплуатацию средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов; выполнять наладку и проверку средств автоматизации с учетом специфики технологического процесса; осуществлять диагностику и технический контроль эксплуатации средств автоматизации с учетом специфики технологического процесса; выбирать необходимые средства автоматизации с учетом специфики производства и проводить их замену;выполнять широкий спектр сварочных работ на многофункциональных сварочных установках. Тольяттинский машиностроительный колледж Тольяттинский индустриально-педагогический колледж Тольяттинский техникум технического и художественного образования Предприятия – партнеры отрасли Министерство образования и науки Самарской области (Тольяттинское управление) Технопарк «Жигулевская долина» Поволжский филиал Федерального института развития образования Эксперты Центра образовательной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы УЧАСТНИКИ ПРОЕКТАI этап информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных ОП Межрегиональный Отраслевой Ресурсный Центр элемент инфраструктуры сети профессионального образования Предприятия транспорта и машиностроительной отрасли МОРЦ Слушатели коммерческого ДПО Модульные образовательные программы Слушатели образовательных учреждений СПО и НПО регионов РФ Основные профессиональные образовательные программы Образовательные учреждения СПО и НПО регионов РФ 2 3 1 Техническая эксплуатация и обслуживание программируемых контроллеров и систем программного управления технологическим оборудованием Эксплуатация инверторных и микропроцессорных многофункциональных сварочных установок Техническое обслуживание и диагностика систем и агрегатов автомобиля с использованием современного оборудования 5 6 4 Техническая эксплуатация и диагностика средств автоматизации производства Выполнение сварочных работ с использованием инверторных и микропроцессорных технологий Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии автомобилей с использованием современного оборудования Профессиональные модули Учебно – методическое обеспечение Учебно – методическое обеспечение Электронный контент Лаборатория «Исполнительный шаговый двигатель» Лаборатория «Основы автоматизации производства» Лаборатория «Основы автоматизации производства» Лаборатория для изучения программируемого логического контроллера SIMATIC S7-300 Лаборатория для изучения программируемого логического контроллера SIMATIC S7-300 Лаборатория сварки Лаборатория сварки Лаборатория сварки Обучение работников МОРЦ поставщиками оборудования Оборудование лаборатории Технического обслуживания автомобилей Обучение работников МОРЦ поставщиками оборудования Оборудование лаборатории технического обслуживания автомобилей Оборудование лаборатории технического обслуживания автомобилей Лаборатория технического обслуживания автомобилей РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОТРАСЛЕВОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА эффективное решение вопросов кадрового обеспечения региональной экономики и трудоустройства выпускников системы профобразования; рациональное использование бюджетных средств; возможность долгосрочного планирования кадровой политики предприятий, формирование заказа на специалистов с определёнными характеристиками; сокращение затрат на переподготовку кадров; привлечение дополнительных ресурсов для Программ развития территорий; повышение эффективности и результативности деятельности предприятий отрасли, наполнение высококвалифицированными кадрами, повышение инвестиционной привлекательности. реализацию обучения в соответствии с региональными программами развития экономики и профессионального образования, запросами центров и служб занятости населения и предприятий отрасли; создание условий и применение новейших технологий профессиональной ориентации, организация профессионального консультирования и профессиональных проб; проведение мониторинговых исследований рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг; осуществление координации информации о состоянии рынка труда отрасли и обеспечение на основе механизмов партнерства и кооперации трудоустройства выпускников по профилю ресурсного центра; разработку экспериментальных, модульных образовательных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения, развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения, интернет-образование; межрегиональный отраслевой ресурсный центр предполагает реализацию следующих инновационных функций: совершенствование профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения, повышение профессиональной квалификации мастеров производственного обучения, переподготовку, второе (дополнительное) профессиональное образование, стажировку, организацию параллельного и дистанционного обучения по профессии, развитие системы дополнительных образовательных услуг, в том числе для работников учреждений профессионального образования отрасли; экспертизу новых учебных тренажеров, лабораторного оборудования, технических средств обучения, инструмента, приборов; содействие установлению и развитию межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества учреждений профессионального образования.Опыт данной деятельности будет распространен во все субъекты РФ, осуществляющие подготовку кадров для сферы транспорта и машиностроения на своих территориях. Сейчас, как никогда очевидно, что реализация актуальных образовательных программ возможна только при условии тесного взаимодействия предприятий и профильных образовательных учреждений города и региона